|
алмаз - это чистый углерод, элемент, на котором основана жизнь, и что он
возникает в условиях крайних температур и огромного давления. Алмаз как будто
бы содержал всю информацию о жизни и природе в абсолютно чистой и
конденсированной форме, как всеобщий универсальный компьютер.
Все остальные физические качества алмаза указывали на его метафизическое
значение - красота, прозрачность, блеск, твердость, неизменность, способность
разделять белый свет на богатый спектр красок. Я начал понимать, почему
тибетский буддизм называется ваджраяной. Единственное, как я мог описать это
состояние предельного космического экстаза, - это назвать его "алмазным
сознанием". Здесь была сосредоточена вся творческая энергия и разумность
Вселенной как чистое сознание, существущщее за пределами пространства и времени.
Это было очень абстрактным, но содержало все формы и тайны творения..
Я плавал в этой энергии как безразмерная точка сознания, совершенно
растворившаяся, но поддерживавшая некоторое чувство отдельной
самотождественности. Я ощущал присутствие своих друзей, совершивших со мной это
путешествие. Они были бесформенными, но явно присутствовали. Мы чувствовали,
что достигли состояния последнего свершения; мы достигли Источника и последнего
предназначения, мы были так близко к Небу, как я только мог себе представить. м.
Сверхкосмическая и метакосмическая пустота Опыт пустоты - наиболее загадочное
и парадоксальное из всех трансперсональных переживаний. Это эмпирическое
отождествление с первичной Пустотой, Ничто и Молчанием, которые представляются
последней колыбелью всего существования. Будучи источником всего, она не может
быть произведена из чего-либо еще. Это несотворенное и невыразимое Высшее
Термины "сверхкосмическая" и "метакосмическая", используемые интеллигентными
испытуемыми для описания этого переживания, выражают тот факт, что эта Пустота
как бы обьемлет известный нам феноменальный космос и сверху, и снизу. Пустота
находится за пределами пространства и времени, за пределами какого бы то ни
было рода форм, любых полярностей - света и тьмы, добра и зла, стабильности и
движения, экстаза и агонии. Ничто конкретное не существует в этом состоянии, но
ничто, являющееся частью существования, не кажется здесь также и отсутствующим.
Эта пустота, так сказать, беременна всем существованием, поскольку содержит все
в потенциальной форме. Это переживание чем-то похоже на переживание
межзвездного пространства и связано с понятием динамической пустоты из
квантово-релятивистской физики, хотя и находится на гораздо более высоком
метафизическом уровне. Переживание Пустоты выходит также за пределы наших
обычных представлений о причинности. Люди, пережившие этот опыт, принимают как
само собой разумеющееся, что различные формы феноменальных миров могут
возникнуть из пустоты в существовании без всякой видимой причины. Возможность,
что что-то происходит из ничего и исчезает без всяких следов, не кажется здесь
абсурдной, как в мире повседневного сознания. На этом уровне опыта не возникает
сомнения в том, что нечто может произойти без какого бы то ни было прецедента,
достаточной причины или начального импульса. Парадоксальные и загадочные места
буддийских текстов, где форма приравнивается к пустоте, а пустота - к форме,
внезапно становятся кристально ясными. Пустота беременна формой, а
многочисленные формы на различных уровнях сушествования по существу пусты.
Психоидные трансперсональные переживания
Психоидные трансперсональные феномены обладают особыми характеристиками. С
одной стороны, это чисто субъективные интрапсихические события; с другой - они
значимым образом связаны со специфическими физическими изменениями в
общепринятой реальности, которые могут наблюдаться и даже измеряться другими.
Термин "психоидные" указывает на то, что эти феномены являются странными
гибридами, находящимися в зоне между сознанием и материей. К. Г. Юнг
использовал этот термин по отношению к определенным свойствам архетипов и к
синхроническим событиям, соединяющим явления психики и элементы материального
мира (Jung, 1964); я позволил себе распространить его на другие типы феноменов,
рассматриваемые в этой главе.
Явления, описанные в предыдуших разделах, я неоднократно наблюдал в
психоделических и холотропных сеансах своих пациентов и многие из них сам
пережил в необычных состояниях сознания. В отличие от этого, мой опыт
психоидных феноменов невелик, если не говорить о явлениях синхронии, постоянно
присутствующих в работе каждого исследователя необычных состояний сознания. И
все-таки, несмотря на всю спорность психоидных явлений, я чувствую
необходимость хотя бы вкратце упомянуть о них. Есть ряд оснований для того,
чтобы включить их в общий очерк трансперсональных переживаний.
Во-первых, психоидные (парапсихические) феномены столь часто описываются в
мистической литературе разных культур и времен, что это заслуживает серьезного
внимания. Обычно они обсуждаются в связи со многими другими типами
трансперсональных переживаний, существование которых подтверждается
современными исследованиями сознания. Кроме того, некоторые из них находят
прямое подтверждение в юнговской психологии, экспериментальной психиатрии и
современной парапсихологии. Наконец, научный климат постепенно все больше
изменяется в сторону непредвзятого отношения к этой области исследований.
Основным препятствием для серьезного изучения парапсихических явлений было
механистическое понимание сознания и его отношения к материи, характерное для
ньютоно-картезианской науки. Если считать, что сознание является случайным
|
|