|
продуктом материи и эпифеноменом по отношению к физиологическим процессам мозга,
то существование таких явлений невозможно и абсурдно. Однако современные
представления квантово-релятивистской физики, теории информации и теории систем,
биологии, танатологии, нейрофизиологии и психоделической психотерапии приводят
к предположению, что разум и, возможно, сознание являются неотъемлемыми
свойствами природы и космоса. В контексте нарождающейся новой научной парадигмы
существование различных психоидных явлений кажется возможным и в некотором
смысле правдоподобным. Задачей серьезного исследования остается непредвзятое
научное рассмотрение и теоретическое осмысление соответствующего материала.
Некоторые аспекты психоидных событий могут рассматриваться с точки зрения
психологии, другие - исключительно с точки зрения физики. Отношение этих двух
составляющих зависит от типа феноменов, но различно также и в пределах одного и
того же типа. Даже для одного и того же события оно часто зависит от
обстоятельств и точки зрения участников. Во многих случаях психоидные события
настолько подвижны, что допускают как психологическую, так и физическую
интерпретацию - в зависимости от подхода исследователей. Поразительно частые
отказы электронного оборудования, происходящие в критические моменты психоидных
экспериментов, странные происшествия, препятствующие фиксации наиболее
убедительных доказательств, двойственность различных сообщений в исследованиях
по НЛО можно привести здесь в качестве примеров. Эта трудноуловимость,
по-видимому, является внутренней характеристикой психоидных событий, а не
основанием для того, чтобы сомневаться в их существовании.
Психоидные феномены можно разделить на три большие категории. К первой
относятся необычные синхронные явления, связывающие различного рода
трансперсональные переживания с физическими событиями феноменального мира.
Здесь сознание особым образом взаимодействует с миром материи, создавая
осмысленные гештальты. Однако при этом нет необходимости предполагать, что
сознание активно вмешивается в материальную реальность и создает в ней
физические изменения. Сами по себе материальные события остаются укорененными в
ньютоновском мире, соответствуя принципу причины и следствия и не противореча
традиционно принимаемым естественным законам.
Ко второй категории относятся спонтанные парапсихические события, в
которых психологические процессы, по-видимому, влияют на физическую реальность,
нарушая обязательные с точки зрения механистической науки законы. Однако такие
события происходят не в результате специфического сознательного намерения, даже
если люди сознательно создают контекст для их появления, как в случае
специально ориентированных спортивных соревнований или во время спиритических
сеансов (физический медиумизм). Примерами парапсихических событий такого рода
могут служить стигматы, полтергейст, НЛО, светимость тела святых и духовных
учителей.
К третьей категории относятся случаи намеренного психокинеза,
специфических и произвольных вмешательств в физический мир психологическими
средствами. Это различные формы духовного целительства и ведовства, ритуалы
примитивных культур, вызывающие дождь или совершаемые для других подобных
прагматических целей, различные формы магии, произвольный контроль над
автономными функциями, сверхъестественные силы (сиддхи) йогов, феномены транса,
передвижение объектов с помощью воли, гипноз на расстоянии, лабораторные
эекспериметы по психокинезу и др.
1. Синхронные связи между сознанием и материей
Принцип синхронности как альтернативу линейной причинности впервые описал
К. Г. Юнг, назвав этим термином значимые совпадения событий,.разделенных во
времени и/или в пространстве (Jung, 1960). Синхронность может проявляться в
различных формах. Одни из них связывают людей и события в различных местах,
другие - во времени. Здесь я хочу сосредоточиться на наиболее интересной форме
синхронности - связи между интрапсихическими событиями определенного человека
(снами, спонтанными видениями, медитативными состояниями, психоделическими
феноменами или переживаниями близости смерти) и физическими событиями его жизни.
Синхронные события такого рода могут быть связаны с любыми формами
трансперсональных переживаний и иногда с некоторыми аспектами перинатального
процесса. Один из примеров самого Юнга - знаменитая история о редком
золотокрылом жуке, прилетевшем к нему на подоконник, когда он обсуждал
символизм египетского скарабея в сне пациента, сопротивлявшегося любым
представлениям о трансперсональной сфере (Jung, 1961). Я уже описывал важные
синхронные события, часто окружающие переживание прошлых воплощений. Другой
типичный пример - часто встречающееся нагромождение опасных ситуаций,
вызываемых другими людьми и внешними событиями, в жизни человека, который в
своем внутреннем исследовании подходит к переживанию смерти "эго". Как только
смерть "эго" пережита и начинается возрождение, эти ситуации исчезают так же
таинственно, как появились.
Если человек в переживании шаманскрго типа встретил духовного учителя в
форме животного, то возможно, что это животное начнет различным образом
появляться в его жизни с частотой, превышающей разумную вероятность. При
встрече с архетипическими образами Анимы, Анимуса, Старого Мудреца или Страшной
Матери-богини идеальные примеры этих фигур могут появиться в повседневной жизни.
Многие люди отмечали, что, когда они самоотверженно отдаются делу,
вдохновляемому из трансперсональной области, происходят невероятные синхронные
события, которые облегчают работу.
Важно знать, что необычные синхронные события могут появиться в жизни
|
|