|
случаях необычное состояние сознания создавало возможность нового творческого
синтеза, как бы сдерживая традиционный образ мышления, препятствовавший
разрешению проблемы. Во второй категории общая форма идеи или системы мышления
приходит по внезапному вдохновению из трансперсональной области часто задолго
до того, как развитие данной области способно оценить ее. Могут понадобиться
годы, десятилетия или даже века, чтобы создать условия для ее принятия.
Древними примерами этого механизма могут служить атомистическая теория Левкиппа
и Демокрита и идея возникновения жизни в океане, сформулированная ионийским
философом Анаксагором. Представление о распределенности информации по всей
Вселенной и всем ее частям, обнаруживаемое в древней джайнистской теории
дживасов, или идея взаимопроникновения всех вещей, составляющая основу буддизма
школы аватамсака (китайская школа хуаянь или японская кегон), могли казаться
странными до обнаружения волновой природы Вселенной и холономических принципов.
Равным образом древние космогенетические системы, рассматривавшие свет как
творческий принцип Вселенной, получили неожиданное независимое подтверждение в
науке, благодаря открытию особой роли фотонов среди субатомных частиц и в
контексте теории процесса Артура Янга (Young, 1976).
Третья категория - это случаи истинного прометеевского творческого
импульса, когда вдохновение приходит в форме законченного продукта, готового
для передачи дрчгим. Никола Тесла сконструировал электрический генератор,
революционизировавший промышленность, после того как его устройство и
функционирующий прототип явились ему в видении, Альберт Эйнштейн открыл
принципы теории относительности в необычном состоянии сознания; по его описанию,
большинство инсайтов пришло к нему в форме кинестетических ощущений в мышцах.
Считается, что Рихард Вагнер галлюцинативно слышал большую часть написанной им
музыки, а Вольфганг Моцарт утверждал, что часто симфонии целиком готовы в его
голове, прежде чем он их запишет. Устои мусульманской веры были переданы
Магомету в состоянии "экстаза, приближающегося к уничтожению", когда он ощущал
присутствие Аллаха.
j. Опыт Демиурга и переживание космического творения
В этом типе переживаний человек встречается с Творцом Вселенной или даже
отождествляется с ним, начиная при этом понимать процесс творения, его мотивы,
специфические механизмы, цели и проблемы. На этом уровне у Творца обычно
оказывается много личных характеристик, хотя необязательно в антропоморфной
форме. Можно почувствовать силы, лежащие в основе творения или инициирующие его.
Испытуемые воспринимают их по-разному: как переизбыток творческой энергии,
неодолимый художественный импульс, безграничное любопытство, страсть к
экспериментированию, жажда познания и самопознания, стремление к переживаниям,
огромная любовь, требующая выражения, и даже как "убегание" от монотонности и
скуки.
Переживания такого рода могут вести человека к серьезным размышлениям о
своей роли во Вселенной. Некоторые полагагают, что возможность эмпирически
отождествиться с Творцом и взглянуть оттуда на свои повседневные заботы
возвышает их. Они перестают чувствовать себя жертвами враждебных обстоятельств,
поняв, что на другом уровне они тождественны силе, которая создала их.
Другие сильно привязаны к своей повседневной самотождественности и
чувствуют потребность найти смысл своего существования в этой форме. Мысль, что
люди являются актерами в предопределенной космической игре, может как возвышать,
так и обескураживать. Люди переживают это по-разному и находят разные ответы
на этот вызов. Для некоторых феноменальный мир превращается в иллюзию, и высшей
целью становится пробуждение и осознание этого. Другие полагают, что у людей
есть особая роль разумных созданий, по"ерживающих эволюцию и устраняющих
нежелательные, но неизбежные побочные продукты творения.
Демиург может восприниматься как высшая сила существования, сопоставимая с
Богом различных религий. Однако он может появиться в переживании и как один из
творцов многих вселенных. В некоторых случаях рассказывают о мужеско-женской
диаде творцов, что похоже на космологию некоторых незападных культур, или о том,
что Вселенная создана в процессе игры нескольких высших существ.
Отчет, который я использую здесь в качестве иллюстрации этого типа
переживаний, относится к психоделическому сеансу с большой дозой ЛСД.
Последовало колоссальное расширение сознания. Я оказался в межзвездном
пространстве, перед моими глазами создавались галактика за галактикой. Я
чувствовал, что двигаюсь быстрее скорости света. Галактики мелькали мимо меня.
Я приближался к центральному взрыву энергии, из которого, по-видимому, возни
кало все во Вселенной. Это был Источник всего созданного. При ближаясь к нему,
я чувствовал излучаемый им непереносимый жар. Это была гигантская печь, печь
Вселенной.
Чувство жара росло в невероятной степени, как и интенсивность света. Я
понял, что это горение Очищаюшего Огня. Приблизившись, я почувствовал, что
перестаю быть проявлением Энергии, а становлюсь самой Энергией. Судя по всему,
я на мгно вение попал в самую сердцевину этой Универсальной Печи космического
творения. Переживание было экстатическим и наполняло меня чувством бесконечной
мощи.
Внезапно я понял принцип, лежащий в основе организации Космоса. Это было
Универсальное Сознание, разыгрывающее бесконечный ряд драм, подобных тем,
которые мы можем видеть на театральных подмостках или в кино. Оно разыгрывает
драму потери себя, чтобы вновь себя найти. Универсальное Сознание погружается в
разделение, отрицание, боль, зло, агонию и тьму, чтобы пережить бесконечную
радость восстановления своей первоначальной безопасности и первоначального
блаженства. Его истинная природа - неразделимое единство, отсутствие
|
|