|
h. Интуитивное понимание универсальных символов
К наиболее интересным архетипическим переживаниям можно отнести понимание
внутреннего, эзотерического значения символов, о котором говорил К. Г. Юнг
(Jung, 1971, P.473). В отличие от Фрейда, для которого символы обозначали нечто
уже известное, но неприемлемое для сознания, Юнг считал их наилучшей возможной
репрезентацией содержания, принадлежащего к более высокому уровню сознания и в
основном невыразимого иным образом. Универсальные символы - незашифрованные
сообщения о простых биологических функциях. Они относятся к сложным
трансцендентальным реальностям. Что касается фрейдовских зашифрованных иллюзий
к элементам того же уровня сознания, их можно назвать просто знаками. В
необычных состояниях сознания визуализации различных универсальных символов
могут играть значительную роль даже для людей, ранее не проявлявших интереса к
мистицизму и эзотеризму. Такие видения могут передавать мгновенное интуитивное
понимание этих символов и вызывать глубокий интерес к духовному пути. В своих
исследованиях я чаще всего встречался с появлением символов Креста,
разделенного на четыре части круга, индо-иранской свастики в двух своих формах
правильной и искаженной, древнеегипетского анха (нильский крест), цветка лотоса,
даосского инь-ян, индуистского священного фаллоса (Shiva lingam) и вульвы
(уоni), алмаза и других драгоценных камней, буддийского колеса и шестиконечной
звезды как в древнееврейской форме (звезда Давида), так и в тантрической - как
символа союза мужской и женской энергии. В результате переживаний такого рода
человек может обрести понимание сложных эзотерических учений. Так, люди, не
знакомые с каббалой, рассказывали о переживаниях, подобных описанным в Зогаре
или Сефер Иецире и значении каббалистических символов. Другие описывали функции
и значение сложных мандал, используемых в тибетской ваджраяне и других
тантрических системах. Люди, ранее осмеивавшие астрологию, алхимию и древние
формы гаданий - вроде И-Цзина или Таро, - внезапно обнаруживали их глубокий
смысл и ме тафизическое значение. Подобные озарения могут также открыть для
скептически настроенных людей значение гностических учений или пифагорейских
теорий геометрических тел и числового порядка во Вселенной.
Ряд образов и прозрений, связанных с символом Креста, можно найти в книге
"Разнообразие психоделического опыта" Роберта Мастерса и Джин Хьюстон (Masters
and Houston, 1966, P.222). Это переживание возникло во время психоделического
сеанса (100 микрограмм ЛСД-25) адвоката, в прошлом студента-богослова,
покинувшего семинарию из-за сомнений в вере. Переживания возникли, когда
пациент посмотрел на орнаментированный крест, предложенный ему
экспериментаторами,
Я увидел распятого Христа и замученного Петра. Я видел ран них христиан,
умирающих на аренах, и других, спешащих по рим ским улочкам, проповедующих
учение Христа. Я был рядом, когда изумленному Константину явилось видение
Креста в небе. Я видел падение Рима и начало Темных Веков, когда маленькие
ивовые крестики, прикрепленные к притолоке, оставались единственной надеждой в
жалких хижинах. Я видел, как крестьяне топчут его ногами в странных лесных
ритуалах, в то время как за морем, в Византии, он сияет в мозаиках огромных
соборов.
Моя рука дрогнула, крест слабо засветился, и история смеша лась. Мартин
Лютер шел рука об руку с Билли Грэхемом, за ними шед Фома Аквинский с армией
крестоносцев. Инквизиторы наставляли свои костлявые пальцы на сумасшедших ведьм,
и большие капли крови застывали огромным крестом. Папа Иоанн ХХШ благословлял
сожжение Жанны д'Арк, а Савонарола приветствовал в огне и сере техасского
проповедника. Бомбы летели, образуя крест, в то время как св. Франсиск
проповедовал птицам.
Сотни тысяч эпизодов возникали из вспыхивающих граней креста, и я знал,
что еще не одна сотня тысяч ждала своей очереди. А затем, не знаю уж как, я
оказался погруженным в него; моя субстанция физическая, ментальная, духовная -
полностью впиталась в субстанцию Креста. Моя жизнь превратилась в чере ду
вспыхивающих эпизодов истории Креста, и все сотни тысяч событий были событиями
моей жизни. Позор и победа Креста бесконечно повторялись в миниатюре в моей
собственной жизни; и позор, и победы были моими. Я был инквизитором и святым, я
ложно осуждал и тонко оправдывал. Как и Крест, я умирал и жил, умирал и жил, и
умирал, чтобы жить снова и снова. И может быть, я вновь умру. Но я знал (и знаю
теперь), что искупление посто янно, а вина - преходяща.
i. Творческое вдохновение и прометеев импульс
Даже беглое изучение литературы по психологии творчества показывает, что
истинное артистическое, научное, философское и религиозное вдохновение
инспирируется необычными состояниями сознания и приходит из трансперсональных
Источников. Динамические механизмы творческого процесса распадаются на три
большие категории. К первой относятся случаи, когда человек годами работае над
каким-то вопросом, не в силах найти решение. Этот подготовительный период
обычно включает многочисленные наблюдения, изучение всей имеющей отношение к
делу литературы, многие безуспешные попытки решить проблему в рамках обычной
логики. И решение приходит в необычном состоянии сознания - во сне, во время
галлюцинаций, связанных с истощением или болезнью, или во время медитации. Этот
механизм известен из множества примеров. Химик Фридрих Август фон Кекуле нашел
формулу бензола - основу органической химии - во сне, увидев бензольное кольцо
как маленькую змейку Уроборос, кусающую себя за хвост. Структура решающего
эксперимента, приведшая Отто Леви к отмеченному Нобелевской премией открытию
химической передачи нейронных импульсов, также пришла к нему во сне. Вернер
Гейзенберг нашел математическое решение проблемы квантовой физики в Гельголанде,
когда его сознание было изменено тяжелой сенной лихорадкой. Во всех этйх
|
|