|
В этом типе трансперсональных переживаний мир мифов, легенд и сказок в
буквальном смысле оживает. Человек может быть свидетелем многочисленных сцен из
мифологии и фольклора любой культуры мира, он может посетить любые мифические
пространства. Он также может эмпирически отождествиться с героями и героинями
мифов и легенд или с фантастическими мифологическими созданиями. Можно пережить
подвиги Геракла или приключения Тезея и Язона, можно стать легендарным
полинезийским ге.роем Мауи или пережить испытание близнецов Пополь Вух у майа.
Среди архетипических существ, с которыми пациенты отождествлялись во время
психоделических и холотропных сеансов, - Уроборос, Тифон, Кентавр, Цербер,
Сфинкс, различные европейские, восточные и доколумбовские драконы, Снежная
Королева, Спящая Красавица, легендарные рыцари, русалки, феи, эльфы, гномы,
скандинавские тролли и другие. Такого рода эпизоды могут появляться как
независимые трансперсональные темы или в связи с проблемами пациента. Среди
биографических мотивов часто возникают образы злой мачехи и избиваемой
падчерицы (Золушка), доброго и злого брата (Каин и Авель), любовь к матери и
агрессия по отношению к отцу (Эдип), любовь к отцу и ненависть к матери
(Электра), любящие друг друга брат и сестра, подвергающиеся опасности из-за
злых взрослых (Гензель и Гретель), конфликт любви и власти (Альберих), любовь,
противоречащая обстоятельствам (Тристан и Изольда). Все это может появиться в
форме, соответствующей определенной культурной традиции, или в более
абстрактной архетипической форме.
Я уже упоминал некоторые специфические ассоциации между определенными
мифологическими темами и базовыми перинатальными матрицами. Например, это
образы небес и Рая в различных культурах для БПМ-1, образы Ада для БПМ-II и
образы Чистилища для БПМ-III. Эпизоды БПМ-II часто включают мифологические
сцены вечного проклятия и образы трагических героев, воплощающих страдание без
надежды на прощение, - Прометея, Тантала, Сизифа, Иксиона, Вечного Жида
Агасфера и других. Мифологические мотивы, характерные для БПМ-III и БПМ-IV,
изображают подвиги, испытания и борьбу героев со счастливым концом - победу над
чудовищами, над злом вообще, победу над смертью, личное освобождение или
искупление и священную свадьбу.
В приыципе каждый человек имеет эмпирический доступ к мифологическим темам
всех времен и культур. Во многих случаях совершенно необразованные люди
описывали в деталях сложные мифологические образы и даже целые сцены из культур
Центральной или Южной Америки, Полинезии, Месопотамии, Индии, Египта, Японии и
других стран и народов, которые явно не были известны им до этого. Эти
наблюдения определенно подтверждают представления К. Г. Юнга о коллективном
бессознательном, основанные на появлении часто сложных и неизвестных человеку
мифологических мотивов в снах, в том числе у детей и необразованных людей, и в
симптомах невротиков и психотиков (Jung, 1959).
В качестве иллюстрации я приведу описание сеанса холотропного дыхания во
время одного из наших пятидневных семинаров. Пациентка - женщина японского
происхождения.
В начале сеанса я испытывала горе, настолько глубокое, что даже не могла
плакать. Я думала о том, чем могло быть вызвано мое горе. Затем я вспомнила,
что существует бесформенная темнота, которая взяла у меня ребенка. Я
чувствовала себя беспомощной перед темнотой.
Когда я вспомнила причину своего горя, во мне поднялся яростный гнев. Я
почувствовала себя могучей и сильной, гнев делал мое тело огромным. Я боролась
с темнотой и вернула своего ребенка, но ребенок был мертв. Мне было горько
смотреть на тело малыша, сжигаемого моими огненными руками. Сожженное тело
превратилось в пепел и рассыпалось по земле.
Я превратилась в спокойную богоподобную фигуру, кружающую вокруг места,
куда упал пепел. Мои слезы напитали ростки, проросшие в месте его падения. Одно
из растений выросло, и расцвел цветок, в середине которого появилась сияющая
сфера. Она превратилась в прелестного младенца. В этот момент я почувствовала,
что круг замкнулся. Я поняла, что он будет повторяться вновь и вновь. Я
чувствовала, что завершила свою работу.
Затем я ощутила свое тело, и у меня было еще три переживания, хотя я не
помню точно, в каком порядке: моя левая сторона превратилась в горы, и я
пережила геологический цикл горообразования и эрозии; моя правая сторона
превратилась в лес, между ногами я почувствовала океан с его приливами и
отливами. Я чувствовала, что переживаемый мною цикл бесконечен: если я попаду в
него, он будет продолжаться вечно. Но я обнаружила, что есть прямой путь из
каждой стадии к центру, который даст мне возможность разорвать цикл. ж. Встречи
с благостными и гневными божествами Эта категория тесно связана с предыдущей и
может рассматриваться в качестве ее подгруппы. Относящиеся к ней мифологические
образы выделяются особой сверхъестественной властью, что наделяет их статусом
божеств. Они весьма специфичны и могут быть ясно отождествлены с божествами
пантеонов различных культур. В одних случаях человеку испытывающему такое
переживание известно это божество, и он может назвать его имя и культуру, к
которой оно принадлежит. Однако переживание часто содержит новую информацию,
выходящую за пределы предыдущих знаний человека. В других случаях божество
совершенно незнакомо человеку, но он может нарисовать его облик, детально
описать функции и приблизительно назвать культурный период, так что
впоследствии эту информацию можно проверить, обратившись к соответствующим
источникам Возникают также ситуации, когда не удается определить встреченное
божество, несмотря на предпринимаемые терапевтом и пациентом усилия.
Божества, встречаемые в необычных состояниях сознания, могут быть
раздЬлены на две группы - блаженных и благотворных божеств, связанных с силами
|
|