|
Света и Добра, и гневных и злобных, представляющих силы Тьмы и Зла. Однако это
не абсолютное разделение: существуют как бы промежуточные божества, а также
такие, которые обладают смешанными чертами. Типичный пример последних -
дхьяна-будды в "Тибетской книго мертвых", которые являются умирающему сначала в
своей сияющей форме, а позже в демоническом аспекте
Для многих людей первая встреча с архетипическими божествами происходит в
процессе переживания смерти и возрождения. Темные божества - Сатана, Люцифер,
Гадес, Ариман, Уицилопочтли, Кали, Лилит, Рангда, Коатликуэ или Молох, как
правило, появляются в контексте БПМ-II и БПМ-III и смерти "эго". Божества,
символизирующие смерть и возрождение (Осирис, Плутон и Персефона, Ацис, Адонис,
Кецалькоатль, Дионис, Вотан, Бальдр, Христос), связаны с третьей матрицей и
переходом к четвертой. Благотворные божества - Дева Мария, Афродита, Аполлон,
Исида, Ахура Мазда, Лакшми или Гуань-инь - появляются в экстатических эпизодах,
связанных с четвертой и первой матрицами.
Однако архетипические образы божеств могут появиться в психоделических и
холотропных сеансах и как независимые трансперсональные переживания. Как
правило, они появляются в качестве могущественных видений, но возможно и полное
отождествление пациента с божеством. Кроме того, божества могут являться не
поодиночке: человек может стать свидетелем сложных космических драм вроде битвы
между силами Аримана и Ахура Мазда из зороастрийского пантеона, войны между
олимпийскими богами и титанами, падения Люцифера и его ангелов, пахтания океана
индийскими богами и демонами, стремящимися получить нектар амриту, или
рагнарока - сумерек богов нордической мифологии.
Эмоциональная реакция людей, встречаюшихся в необычном состоянии сознания
с благотворными или злотворными божествами, может быть очень интенсивной - от
экстатического восторга до метафизического ужаса или невероятной боли. Однако
эти переживания все же отличаются от встречи с Высшим Существом, предельной
силой Вселенной, о которой мы будем говорить позже
Пример, который я хочу здесь привести, взят из переживаний после принятия
высокой дозы ЛСД и содержит встречу с Христом и Антихристом.
Наиболее трудной частью сеанса было отождествление с дьяволом -
олицетворением зла во Вселенной. Примерно напротив меня находилось невероятно
мерзкое и грязное существо; оно сидело на корточках и осматривало все вокруг. Я
должен был превратиться в него, стать этой отвратительной тварью. Я стал
Гитлером, генералом смерти. Чувствовал чистую ненависть, хотел только убивать,
приносить боль, заставлять людей страдать. Это было очень болезненно, но я
должен был это делать. Я не мог поверить, что во мне столько ненависти.
Ненависть была как бы ощутимой на ощупь - как черная злая субстанция или темная
густая энергия.
Я чувствовал присутствие демонического существа прямо рядом с Христом. Это
был Антихрист! Он также был частью космического путешествия. Все гитлеры мира,
все деспотические правители и тираны были проявлениями или персонификациями
этого принципа зла. Трудно было понять, как Христос и Антихрист могли
находиться так близко друг от друга. Это смущало и вводило в заблуждение: как
узнать, кто есть кто? Я понял, как трудно найти на земле правильного духовного
учителя, за которым можно следовать. Как человеку узнать, исходит ли
определенный духовный учитель от Христа или от Антихириста? Духовное добро и
зло оказывались двумя сторонами одной монеты. Вместе с тем эта близкая
парадоксальная связь двух противоположных космических энергий объясняла
непонятные человеческие события успех нацизма в Германии или странные
проявления определенных религиозных учений. (Встреча с архетипическим злом
продолжалась на следующем ЛСД-сеансе этого пациента.) В другой момент у меня
было короткое, но очень мощное переживание, которого я никогда не забуду. Я
почувствовал присутствие Люцифера и затем ясно его увидел. Это было огромное
темное создание, отчасти человек, отчасти животное, с волосатым телом,
огромными когтями и крыльями дракона. Он вышел из темной пещеры и пролетел
через черное небо посреди ночи как гигантская летучая мышь. Глядя на него с
большого расстояния, я, к своему изумлению, заметил, что его голова горит в
огне. Дьявол, сам Люцифер, преобразовывался светом в Свет. Теперь я понял,
почему имя Люцифер означает буквально "носитель света". Он поглощался очищающим
огнем прямо на моих глазах. Я знал, что никогда теперь не буду бояться Зла, или
самого Дьявола.
g. Переживания универсальных архетипов
Термин "архетип" был введен в психологию К.Г. Юнгом, употреблявшим его в
том же смысле, что и "первичный образ", или "доминанта коллективного
бессознательного". В самом широком смысле архетип может пониматься как любая
статическая конфигурация или динамическое событие в психике, обладаюшие
трансиндивидуальным характером и качеством универсальности (Jung, 1959). Такое
определение слишком обще и могло бы относиться ко многим трансперсональным
феноменам, описанным в этом разделе. В юнговской литературе можно найти
иерархические описания различных уровней архетипов. Я позволю себе здесь
ограничить зто понятие теми архетипами, которые представляют собой подлинно
универсальные структуры в отличие от их специфических культурных проявлений,
вариаций и разновидностей.
Некоторые из подобных архетипов представляют собой обобщенные
биологические, психологические, социальные илипрофессиональные роли. Примерами
биологически определенных универсальных архетипов могут быть Женщина, Мужчина,
Мать, Отец, Ребенок, Еврей, представитель белой, черной или желтой расы.
Дополнительные психологические характеристики определят Добрую или Ужасную Мать,
Тиранического Отца, Любовника, Мучителя, Беглеца, Изгнанника, Корыстолюбца,
|
|