Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - Путешествие в поисках себя
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-
 
произойдет, психоделики займут свое место в терапевтическом континууме, наряду 
с трансперсонально ориентированными интервью,юнгианской "песочницей", 
различными формами медитации, гештальт-терапией, телесно-ориентированной 
терапией, холономной интеграцией и всеми другими подобными техниками, 
дополняющими друг друга и работающими в сходных направлениях. Тогда эти техники 
можно будет употреблять с необходимой гибкостью для безопасной и эффективной 
психотерапии и самоисследования. Я написал эту книгу в надежде, что по крайней 
мере некоторые из читателей найдут ее полезным руководством для исследования 
себя, которое многие философы и святые считали одной из благороднейших целей 
человеческого существования. 
     Станислав Гроф, доктор медицины 
     Биг-Сур, Калифорния, январь 1986 года 
     
Измерения сознания

новая картография внутреннего пространства 
     Традиционная психиатрия, психология и психотерапия опираются на 
фрейдовскую модель человеческой личности, ограниченную биографией и 
индивидуальным бессознательным человека. Этот подход может представляться 
приемлемым в контексте психотерапевтического самоисследования, использующего 
вербальные техники, такие, как свободные ассоциации или индивидуальное интервъю.

     Однако фрейдовская модель не дает возможности понять динамику 
эмоционального и психосоматического исцеления, трансформации личности и 
эволюции сознания, которые вызываются мощными техниками, подобными 
психоделической терапии, трансовым танцам или различным эмпирическим подходам 
современной психотерапии. Эти техники мобилизуют и активизируют глубокие 
бессознательные и сверхсознательные уровни человеческой психики и требуют 
гораздо более широких теоретических представлений. Человек, использующий эти 
техники ддя самоисследования или для оказания помощи другим, должен располагать 
моделью или картографией психики, включающей трансбиографические уровни. Мы 
считаем знакомство с подобной картографией необходимой предпосылкой для любой 
серьезной внутренней работы и включаем ее обсуждение в подготовительный этап 
как психоделической, так и холотропной терапии. Хотя представляемая далее 
модель предназначена для понимания динамики психоделических сеансов, она равным 
образом применима для глубинной эмпирической работы и при немедикаментозных 
подходах.
     Новая картография наряду с традиционным уровнем биографических 
восломинаний включает два основных трансбиографических уровня - перинатальный, 
связанный с переживанием рождения и смерти, и трансперсональный. Переживания 
всех трех категорий - биографические, перинатальные и трансперсональные - 
вполне доступны большинству людей. Они могут возникать в психоделических 
сеансах, в тех формах эмпирической психотерапии, которые используют дыхание, 
музыку, танец, работу с телом; они регулярно появляются во сне. Лабораторные 
техники изменения сознания - биологическая обратная связь, лишение сна, 
сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка, различные кинестические средства - 
все это также может вызвать большую часть этих феноменов.
     Существует широкий спектр древних и восточных духовных практик, которые 
разработаны специально для того, чтобы обеспечить доступ к перинатальным и 
трансперсональным областям. Не случайно поэтому, что новая модель психики во 
многом напоминает древние представления великих мистических традиций. Весь этот 
эмпирический спектр описан также историками, антропологами, специалистами по 
сравнительному изучению религии в виде различных шаманских процедур, ритуалов 
перехода-инициации и целительства, мистерий смерти и возрождения, трансовых 
танцев экстатических религий. Таким образом, современные исследования сознания 
впервые сделали возможным серьезный пересмотр древнего и незападного опыта и 
подлинный синтез древней мудрости и современной науки (Grof, 1984).
     Тот факт, что перинатальные и трансперсональные переживания могут 
появлятъся и в спонтаных эпизодах необычных состояний сознания, имеет далеко 
идущие последствия для понимания и лечения многих состояний, которые 
традиционная психиатрия рассматривает как психотические. В свете же новых 
наблюдений они могут рассматриваться как трансперсональные кризисы или 
"духовные опасности". При правильном понимании и правильном обращении с ними 
эти кризисы могут вести к эмоциональному и психосоматическому выздоровлению, 
трансформации личности и эволюции сознания (S. and С. Grof, 1986). 
     
Сенсорный барьер и уровень биографических воспоминаний 
     Техники, обеспечивающие эмпирический доступ к бессознательному, прежде 
всего активизируют органы чувств. В результате этого для многих людей глубокое 
самоисследование начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний - 
элементарных визуализации цветов или геометрических фигур, звона или шума в 
ушах, тактильных ощущений в различных частях тела, вкусов или запахов. Эти 
более или менее абстрактные переживания, как правило, не имеют глубокого 
символического значения, так что они не важны для самоисследования и понимания 
самих себя. Скорее они представляют собой сенсорный барьер, который необходимо 
преодолеть перед началом путешествия вглубь психики.
     Следующая область психики, доступ к которой открывается по мере развития 
процесса, обычно оказывается уровнем биографических воспоминаний и 
индивидуального бессознательного. Хотя принадлежащие этому уровню феномены 
имеют большое практическое и теоретическое значение, нет необходимости 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-