|
В моих предыдущих книгах внимание было обрашено прежде всего на
психоделическую работу, что, разумеется, ограничивало круг заинтересованных
читателей. Поскольку многие новые данные не вписывались в рамки традиционных
представлений, я должен был сопровождать материал обсуждением психологических
теорий и полемизировать с традиционной ньютоно-картезианской парадигмой.
Предлагаемая книга отличается от предыдущих во многих важных отношениях. Хотя
она и содержит много ссылок на психоделические исследования и описания
психоделических состояний, основной упор здесь делается на простые
нефармакологические техники самоисследования, легко доступные широкой публике и
не ограниченные антипсиходелическим законодательством и другими сложностями
психоделического экспериментирования. Все заинтересованные читатели в состоянии
проверить наши утверждения в специально организованной эмпирической работе под
надлежащим руководством.
В этой книге я не занимаюсь обсуждением связей между новым материалом и
общепринятыми знаниями из психологии и других наук. Я предполагаю, что общий
интеллектуальный климат достаточно изменился, так что многие читатели либо
знакомы с теми аргументами, которые я мог бы привести, либо готовы принять
новые данные и так. Поскольку я посвятил этому много страниц в своих предыдущих
книгах, я отсылаю к ним тех читателей, которым теоретический контекст покажется
необходимым, полезным или интересным,
Основные результаты моих клинических исследований с психоделиками довольно
детально описаны в моей книге "ЛСДпсихотерапия" (Grof, 1980). Отношения между
новыми представлениями и основными школами глубинной психологии подробно
рассмотрены в моей последней книге "За пределами мозга: рождение, смерть и
трансценденция в психотерапии" (Grof, 1985). Глава "Архитектура эмоциональных
расстройств" в особенности важна в контексте предлагаемой книги и может
рассматриваться как важное ее дополнение. Книга "За пределами мозга" содержит
также подробное обсуждение научных парадигм и ограниченности
ньютоно-картезианской парадигмы в науке. В этом контексте данные современных
исследований сознания сопоставляются с революционным развитием в других научных
дисциплинах и с различными аспектами нарождающейся парадигмы.
Поскольку данная книга задумана как легко читаемое руководство для
самоисследования и эффективой психотерапии, я не хотел перегружать ее
отступлениями в смежные проблемные области ради обоснования своих утверждений.
Последним "доказательством" для читателей должен быть собственный опыт. Без
него многое из того, что описано в этой книге, может показаться неубедительным,
сколь бы ни подтверждалось это интеллектуальной аргументацией.
Первая часть книги посвящена картографии психики, разработанной мною в
ходе клинической работы с психоделиками. В ней рассказывается об основных типах
переживаний, доступных обычному человеку, если он начинает заниматься серьезным
самоисследованием с помощью психоделиков или мощных нефармакологических
эмпирических техник. Если модель человеческой психики, используемая в
традиционной академической психотерапии, ограничена уровнем анамиза
восломиканий, то новая картография подразумевает еще два уровня, выходящих за
пределы биографии. Это перинашалькый уровень, определяемый феноменами рождения
и смерти, и шранслерсональный уровень, который в принципе может опосредовать
связь с любым аспектом феноменального мира и с различными мифологическими и
архетипическими мирами. Я считаю знание этой картографии совершенно необходимым
для безопасного и эффективного самоисследования.
Во второй части этой книги впервые детально описываются основные принципы
холоюропной юералии, комбинированной техники нефармакологической терапии,
которую я уже упоминал ранее. Она может использоваться как независимо, так и в
сочетании с психоделической терапией или другими формами эмпирической
психотерапии и различными формами работы с телом. Это описание холотропной
терапии не может, разумеется, заменить обучения, предполагающего личный опыт и
работу с другими под квалифицированным наблюдением. Тем не менее оно содержит
всю необходимую информацию как для испытуемых, так и для ведущих или помощников.
Специальный раздел посвящен механизмам терапии и трансформации личности,
действующим в необычных состояниях сознания - спонтанных или вызванных
фармакологическими или иными средствами. Хотя большая часть этих механизмов
принципиально нова для западных терапевтических представлений, в
действительности они являются довольно древними и играют важную роль в
шаманских процедурах, целительских и других ритуалах с незапамятных времен.
Ныне они лишь заново открываются и переформулируются в современных научных
терминах.
Завершает книгу обсуждение возможностей и целей эмпирического
самоисследования, использующего терапевтические и трансформирующие механизмы
необычных состояний сознания. В этом процессе эмоциональная и психосоматическая
терапия соединяется с движением к более плодотворным жизненным стратегиям и
поиском ответов на фундаментальные онтологические и космологические вопросы
существования.
Приложение, рассматривающее вкратце вопросы психоделической терапии,
завершает книгу как в тематическом, так и в историческом отношении. Как я уже
упоминал, техника холотропной терапии выросла из работы с психоделиками и
хорошо с ней сочетается. Хотя психоделическая терапия сейчас практичски
невозможна, некоторым читателям этот раздел может показаться интересным либо
потому, что у них уже был какой-то нсиходелический опыт, либо из чисто
теоретических соображений. Я надеюсь, что в не столь отдаленном будущем эти
уникальные средства будут возвращены психиатрии и психологии. Когда это
|
|