|
различных религиозных и мистических традиций и других подобных феноменов,
имеюших большое значение в различных культурах.
Необычные состояния сознания вызываются в подобных контекстах либо
употреблением священных психоделических растений (подробнее см. в Приложении А),
либо мощными немедикаментозными техниками, в которых разнообразными способами
сочетаются управление дыханием, пение, барабанный бой, монотонные движения
танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна.
Интересно отметить, что спектр переживаний, вызванных психоделическими
веществами, практически не отличается от переживаний, индуцированных различными
немедикаментозными средствами.
Подобные феномены могут также наблюдаться в работе с помощью современных
лабораторных методов, способных вызвать необычные состояния сознания. К ним
принадлежат различные формы биологической обратной связи, сеансы сенсорной
изоляции в специальной кабине или ванне, использование визуальной или
акустической перегрузки, лишение сна или быстрого сна, использование
кинестетических средств вроде "вращающейся кушетки", электронная или
акустическая стимуляция мозга и др. Феномены, переживаемые некоторыми
испытуемыми в гипоксической камере, также могут напоминать психоделические
состояния.
С точки зрения основной задачи этой книги специальный интерес представляет
тот факт, что весь спектр переживаний, наблюдаемых в психоделических сеансах,
может быть вызван различными формами немедикаментозной эмпирической
(ехреriental) психотерапии, исследовательским гипнозом, "первичной" терапией,
неорайхианскими методиками, гештальт-терапией, нудистским марафоном,
акваэнергетикой, различными вариантами "ребефинга". Как будет показано позже,
этот спектр переживаний характерен также для холотропной терапии мощной техники,
которую я и моя жена Кристина используем в течение последних десяти лет.
В этом контексте следует также упомянуть два типа ситуаций ненамеренного
возникновения необычных состояний сознания в повседневой жизни. Прежде всего
это эпизоды необычных переживаний, спонтанно возникающих у различных людей по
неизвестным причинам. Традиционная психиатрия рассматривает их как заболевания
неизвестной этиологии. Вторая категория ненамеренных необычных состояний
сознания - это опыт близости смерти, о котором рассказывают около 40% людей,
попавших в такие ситуации (Noody, 1975; Ring, 1980, SaЬ о m, 1982).
В части вышеописанного материала мы вынуждены опираться на исторические
реконструкции. Другие ситуации требует полевых исследований в примитивных
культурах, иные же слишком элементарны или непредсказуемы, чтобы быть предметом
систематического научного изучения. Тот факт, что подобные феномены находят
свое соответствие в психоделических состояниях, обеспечивает уникальную
возможность изучать их в контролируемых условиях лабораторного или клинического
эксперимента. Это особенно важно потому, что сведения о необычных состояниях
сознания имеют важные следствия для многих других областей исследований.
Эти новые данные столь сушественны, что могут революционизировать наше
понимание человеческой психики, психопатологии и психотерапевтических процессов.
Значение некоторых наблюдений выходит за пределы психологии и психиатрии и
представляет собой серьезный вызов общепринятой ньютоно-картезианской парадигме
западной науки. Они могут решительно изменить наши представления о природе
человека, о культуре и истории, о реальности в целом,
Широко распространившееся непрофессиональное использование психоделиков
вызвало соответствующие административные, политические и юридические меры,
из-за которых психоделические исследования стали чрезвычайно затруднены и
непопулярны. По этой причине для меня было очень важно в течение последних
десяти лет моей работы убедиться в том, что практически весь спектр
психоделических феноменов может быть вызван простыми и безопасными
нефармакологическими средствами. Я и моя жена Кристина разработали для этой
цели вполне эффективную технику.
Мы называем этот подход холономной интеграцией, или холотропной терапией.
Теоретически он основан на данных психоделических исследованиях. Он
определенным образом соединяет контролируемое дыхание, музыку и другие виды
звуковой технологии, фокусированую работу с телом и рисование мандал. Наш опыт
с этой техникой ограничен работой в группе, длящейся не более четырех недель.
Мы не имели возможности подвергнуть его контолируемому клиническому изучению,
сравнимому с моими исследованиями психоделической терапии в Балтиморе.
Как бы то ни было, большинство участников наших рабочих групп нашли эту
технику пригодной для самоисследования, обеспечивающей доступ к необычным
трансформирующим и мистическим переживаниям, более эфективной, чем любая форма
словесной терапии, с которой они были знакомы. Даже в ограниченных условиях
коротких семинаров мы были свидетелями драматических улучшений различных
эмоциональных и психосоматических состояний, часто беспокоивших людей на
протяжении длительного времени. Во многих случаях путем неформальных расспросов
по телефону, при встречах, в письмах мы могли убедиться, что эти изменения были
устойчивыми. Некоторые коллеги, прошедшие у нас обучение и позже начавшие
применять этот подход, пришли к тем же выводам.
В течение десяти лет мы использовали холотропное дыхание в работе с
тысячами клиентов в Северной и Южной Америке, в различных странах Европы, в
Австралии и Азии и нашли его одинаково эффективным, несмотря на значительные
культурные различия. Эта книга является ответом на многочисленные просьбы о
руководстве, в котором содержались бы основные сведения по теории и практике
холотропной терапии в доступной не только профессионалам, но и широкой публике
форме.
|
|