|
омовений в Ганге или жертвами самосожжений в Бенаресе, нагими садху, лежащими в
симидхи в снегах Гималаев, смущенными невестами на брачных церемониях, сказочно
богатыми махараджами
Вся слава и вся нищета Индии явились в моем переживании как различные
элементы космического организма, божества невообразимых пропорций, миллионы рук
которого протягивались ко мне и становились всеми воэможными аспектами моего
сущсствования. Переживания невероятной глубины и масштаба наполняли мое
существо; я чувствовал неописуемую связь с Индией и ее народом. Следующий
пример является рассказом индейца виннебаго по имени Разящий Гром о
переживаниях после приема пейота. Он принял участие в церемонии, с тем чтобы
найти облегчение от чувства глубокой вины и отчуждения. В свое время индеец
солгал своему народу, притворясь, что у него было видение, и впоследствии
предался пьянству и разврату. Его жизнь описана в "Автобиографии индейца
виннебаго" Поля Рейдина (Rаdin, 1920).
Все мы, сидевшие здесь, имели один дух, или одну дущу Я научился по
крайней мере этому. Я внезапно стал духом, и я был их духом, или душой. Что бы
они ни подумали, я немедленно узнавал это. Мне не нужно было говорить им
что-либо и получать ответ, чтобы знать, что они думают.
d. Отождествление с животными
Этот трансперсональный опыт состоит в полном и реалистичном отождествлении
с особями различных видов животных. Чаще всего встречается отождествление с
млекопитающими, птицами, рептилиями, амфибиями и различными рыбами. Однако
возможно отождествление и с более примитивными организмами - насекомыми,
гастроподами (улитками и слизняками), брахиоподами (моллюсками), цефалоподами
(осьминогами и головоногими) и кишечно-полостными (морскими анемонами и
медузами). Эмпирическое отождествление с различными животными может быть
предельно подлинным и убедительным. Оно включает образ тела, специфические
физиологические ощущения, инстинктивные влечения, уникальное восприятие среды и
эмоциональные реакции на нее. Специфические характеристики отличают эти
феномены от обычного человеческого опыта, часто превосходя всякое воображение.
В холотропном состоянии сознания можно получить эмпирический доступ к тому,
что чувствует любопытная кошка, испуганный орел, голодная кобра, сексуально
возбужденная черепаха, дышащая жабрами акула. Отождествившись с угрем во время
его самозабвенного путешествия вверх по рекам и ручьям, можно понять его
стремление; можно почувствовать импульсы и ощущения паука, плетущего сеть, или
таинственый процесс развития бабочки из яйца, через стадии гусеницы и кокона.
Подобные переживания могут сопровождаться получением богатейших знаний о
животных и их жизни. Многочисленные клинические наблюдения такого рода находят
независимое подтверждение в книге Лэмба "Волшебник с верховьев Амазонки" (Lamb,
1971). Эта книга во многом похожа на серию Карлоса Кастанеды, описывающего свое
обучение у мексиканского колдуна Дона Хуана. В этой истории, происходящей в
джунглях Амазонки в начале века, полуграмотный шаман перуанских индейцев
амахуака в своих видениях, вызванных приемом аяхуяски (йаге) - психоделического
снадобья из джунглевой лианы Banisteriopsis caapi, видит появление белых людей,
ищущих каучук. Он посылает воинов, чтобы захватить определенного молодого
человека и обучает его своему ремеслу, готовя к роли культурного посредника.
Обучение охотников племени амахуака предполагает групповое принятие
аяхуаски. Под влиянием этого психоделика у участников возникают видения
животных, на ксторых охотится племя. Они могут настроиться на них и
отождествиться с ними настолько полно, что непосредственно узнают об их
инстинктах и привычках, что увеличит их охотничий успех, поскольку они всегда
могут переходить от сознания охотника к сознанию животного и перехитрить свою
жертву.
Первый пример, который я хочу здесь привести, относится к ЛСД-сеансу
одного серьезного исследователя, решившего после знакомства с моими книгами
поделиться со мной своими записями. Затем у меня было очень реальное
переживание превращения в орла. Я парил, искусно используя воздушные течения и
тончайшие изменения положения крыльев. Я просматривал глазами территорию под
собой в поисках жертвы. Все, что я видел на земле, казалось увеличенным, как
будто я смотрел через бинокль. Я мог разглядеть мельчайшие детали поверхности
земли. Я, повидимому, реагировал на изменения в визуальном поле. Как только я
замечал движение, мои глаза как бы примерзали к этому месту и давали большее
увеличение. Это было похоже на туннельное видение, смотрение через длинную
узкую трубу. Чувство, что мои переживания точно воспроизводят механизм видения
хищных Следующая иллюстрация принадлежит отчету о систематическом
самоисследовании молодой женщины; оно началось во время занятий по холотропному
дыханию и продолжилось на психоделическом сеансе. Отождеетвление с животным
интересным образом сочетается здесь с мотивом ритуального танца,
представляющего это животное.
Несколько лет назад на дыхательном сеансе у Грофов я превращалась в
большую кошку - тигра или ягуара, - прыгающую и нападающую с открытой пастью.
Это переживание произвело на меня сильное впечатление, и я зарисовала его.
Примерно год спустя на терапевтическом психоделическом сеансе я снова
соединилась с кошачьей энергией. Я чувствовала себя молодой африканской
женщиной, танцующей ритуальный танец, подражая львице. Давая своему телу
двигаться в ритме этого танца, я почувствовала особые движения плеч, верхней
части спины, шеи и головы. У меня было сильное чувство, что я не только
представляю львицу, но действительно становлюсь ею.
Я почувствовала, что львица определяет свою потребность в пище не по
ощущениям в желудке; втягивание головы между поднятыми плечами позволяет ей
|
|