|
почувствовать, нужна ли ей пища, чтобы получить жир, который скапливается у нее
между лопатками. У меня не оставалось сомнений по поводу функций большой
подушечки на шее и плечах больших кошек, хотя я и не занялась подтверждением
этого факта.
Через две недели я слушала образовательную передачу относительно веса тела.
Лектор Уильям Беннет коротко сопоставлял способы накопления жира у человека и
у животных. Он описывал так называемый "коричневый жир", не свойственный
человеку, но обычный для некоторых животных. Этот жир откладывается у них в
виде подушечки около лопаток, и его количество должно поддерживаться на
определенном уровне, чтобы обеспечивать достаточную энергию организму животного.
Последний пример принадлежит Питеру Стэффорду, принимавшему йаге со своими
друзьями в Огненной долине около Лас-Вегаса (Aaronson and Osmond, 1970)
Поверхность воды мерцала и манила к себе. Скоро мы спустились к кромке
воды, полные желания потянуться и поплавать, погрузиться в воду, закружиться в
водовороте. Единственной помехой был купальный костюм, который казался таким
ненужным и неестественным! Тем более что я стал змеей, извивающейся в воде. Я
нырял и выныривал из топи. Через некоторое время я почувствовал себя лягушкой и
начал двигаться длинными толчками. И в том и в другом случае вода казалась
естественной средой обитания, а земля была чем-то далеким, чужим и пугающим.
Через некоторое время мой ум решил, что мне хочется влезть на небольшую
горку, которая выглядывала из этого прекрасного окружения, но в это время я был
морским львом, так что мне трудно было вылезти на сухую землю. Вылезши из воды,
я почувствовал себя странным, нелепым, неуместным.
Когда, я говорю, что чувствовал себя то одним водным созданием, то другим,
это вовсе не означает, что я чувствовал себя скользким или змееподобным. Это
переживание было особенным, не похожим ни на что, испытанное мною прежде как
физически, так и психически. Под действием йаге я сознавал, что у меня другая
память: я потерял свою нормальную самотождественность. Это не было змпатией по
отношению к тому, что могла бы, по моему мнению, чувствовать змея или лягушка,
я полностью был лягушкой и змеей, так что мог бы недоумевать по поводу того,
что чувствуют люди по отношению ко мне,
Так что же означает тот факт, что я под действием йаге не просто
"сопереживал змее", но в некотором смысле был змеей, каким-то образом достиг
уровня опыта, где я мог войти в соприкосновение с потенциальной "змеиностью" во
мне? Что значит, что я разложил свои восприятия на новые, совершенно иные
категории?
e. Отождествление с растениями и ботаническими процессами
Трансперсональные переживания, связанные с растительной жизнъю, часто
встречаются в необычных состояниях сознания, хотя и реже, чем отождествление с
животными. В этой эмпирической области человек чувствует себя отождествившимся
с различными растениями, частями растений, даже с физиологическими и
биохимическими процессами в них. Он может пережить превращение в дерево,
полевой или садовый цветок,насекомоядное растение, водоросль, океанский
планктон, даже культуру бактерий или отдельную бактерию. В холотропном модусе
можно эмпирически отождествиться с корневой системой дерева, занятой водным и
минеральным обменом, с циркуляцией сока в коре, с листом во время фотосинтеза,
с прорастающим зерном, с процессом опыления или клеточного деления во время
вегетативного роста. В некоторых случаях люди рассказывали, что были
свидетелями ботанических процессов на субклеточном и молекулярном уровнях,
эмпирически осознавали деятельность митохондрии или биохимические процессы,
лежащие в основе производства ауксинов, растителъных пигментов, жиров и сахаров,
ароматических веществ и различных алкалоидов. Опыт сознания растений
представляет собой интересную категорию трансперсональных феноменов. Сколь бы
абсурдным это ни казалось здравому смыслу традиционного ученого, эти
переживания невозможно считать просто фантазией. Они независимо друг от друга
происходят у многих людей на определенной стадии эволюции сознания и обладают
качеством подлинности, которое нелегко передать словами. Часто они дают
человеку новое глубокое понимание соответствующих процессов и ведут к важным
философским и духовным прозрениям. Наиболее важное из этих прозрений -
осознание особого качества и чистоты существования растений, делающих их
образцом для духовной жизни человека. В отличие от животных и человека,
растения в своей основной массе не убивают и не ведут хищнический образ жизни.
Они живут в непосредственном контакте с солнцем - жизнедающим принципом нашей
планеты и непосредственным выражением творческой энергии космоса. Растения
трансформируют эту космическую энергию в формы, которые могут быть полезны
другим организмам. Особенно важно в этом контексте то, что они снабжают все
прочие формы жизни кислородом, оказываясь таким образом абсолютно необходимыми
для обеспечения жизни на нашей планете. Другим важным аспектом является
непосредственный контакт растений со всеми остальными элементами - землей,
водой и воздухом.
Не убивая, не охотясь и не эксплуатируя другие организмы, многие растения
вместе с тем сами служат источником пищи, минералов и витаминов для других форм
жизни. Кроме того, они используются и иными способами в жизни человека,
обеспечивая его многими материалами и веществами и принося ему красоту и
радость. Жизнь растений не искажена неестественным стремлением стать чем-то
иным, чем они есть на самом деле, болезненными сожалениями о прошлом,
конфликтами по поводу несовпадения целей или заботой о будущем, Они воплощают в
себе чистое существование "здесь и сейчас", в полном контакте со своим
непосредственным окружением, что является идеалом многих мистических школ. У
некоторых людей очарование чистотой растительного царства и отвращение к
|
|