|
Стремление к более вознаграждаюшей жизненной стратегии
Философский и духовный поиск
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Психоделики в психотерапии и самоисслеловании
Психоделические растения и вещества
Ритуальное и психотерапевтическое использование психоделиков
Принципы психоделической терапии
От редактора
Эту книгу я ждал с 1985 года, когда, вдохновленный главой о холотропном
дыхании в работе С. Грофа "За пределами мозга", я начал собственные
эксперименты в этой области. Результатом одного из этих экспериментов,
проводившихся на квартире врачц, исследователя йоги, Якова Маршака, явилось
предложение профессора А. И. Белкика провести демонстрацию холотропного дыхания
для медиков-профессионалов во Всесоюзном центре психоэндокринологии на Арбате,
где тогда работал Я. Маршак.
Весной 1988 года я получил копию "Путешествия в поисках себя" и вскоре
метод холотропного дыхания был в первьсй раз опробован официально. Результаты
трехдневного семинара были столь удивительными, что о них докладывалось на
Первой советско-американской конференции по человеческим возможностям в конце
лета этого же года. Майкл Мерфи, основатель и президент Эсаленского института
шутил тогда, что неплохо бы теперь провести через такой опыт горбачевское
Политбюро, чтобы лидеры перестройки на собственном опыте испытали mo, о чем они
пишут в книгах. Шутки шутками, но весной 1989 года при активном содействии А. И.
Белкина в Москву приехали супруги Гроф, которые прочли несколько лекций по
трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному
дыханию.
Тогда мы попали под обаяние личности "большого Стэна", чей мягкий,
глубокий голос, тихая сердечность, способность просто излагать сложнейшие
профессиональные темы, открытое славянское лицо с карими, смотрящими из глубины
в глубину глазами, с первой встречи завоевывали доверие.
Замечательный рассказчик, непревзойденный профессионал в эмпирической
психотерапии и мастер самопознания, человек с тысячью талантами - таким
раскрылся мне Стэн Гроф. И выходящая серия "Текстов трансперсональной
психологии" является одним из следствий полученных за время обучения у супругов
Гроф знаний и завязавшихся тогда контактов.
Владимир Майков
ВВЕДЕНИЕ
Когда вы познаете себя,
тогда вы будете познаны
и вы узнаете, что вы дети Отца живого.
Если же вы не познаете себя,
тогда вы в бедности
и вы - бедность.
"Евангелие от Фомы", изр. 3
Знающий людей благоразумен.
Знающий себя просвещен.
Побеждающий людей силен.
Побеждающий самого себя могуществен.
"Дао дэ цзин", 33
Познай самого себя.
Сократ
В самом начале моей профессиональной карьеры ряд глубоких переживаний,
вызванных психоделическими веществами, а также клинические данные по их
воздействию на психиатрических пациентов привлекли мое внимание к значительному
терапевтическому и трансформирующему потенциалу необычных состояний сознания.
Систематическое исследование теоретических и практических аспектов этих
состояний стали центральной темой моих исследований в течение последующих
тридцати лет. В течении первых двадцати лет эта работа фокусировалась
исключительно на различных психоделических веществах. Она осуществлялась
сначала в Праге, а потом в Мэрилендском центре психиатрических исследований
(штат Балтимор). Эта работа убедила меня в том, что психоделики - если они
употребляются должным образом и под квалифицированным руководством - являются
великолепным средством для психиатрии и психологии. В отличие от других
препаратов, они не вызывают специфических лекарственно-зависимых состояний, а
действуют как неспецифические катализаторы и усилители бессознательных
процессов. Повышая энергетический уровень психики, они обнажают ее глубинные
содержания и внутреннюю динамику.
Таким образом, клиническая работа с ЛСД и другими психоделиками - это не
какое-то изучение экзотических психоактивных веществ, а может быть, наиболее
многообещающий путь к исследованию человеческой психики. Результаты, полученные
в психоделических исследованиях, непосредственно применимы и для измененных
состояний сознания, вызванных различными нефармакологическими средствами. Они
проливают новый свет на сведения из истории, антропологии и сравнительного
религиоведения относительно древних мистерий смерти и возрождения, посвящений и
ритуалов перехода, действий шаманов и других целителей, духовных практик
|
|