Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - Путешествие в поисках себя
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-
 
полагаем себя существующими в границах своего физического тела (своего образа 
тела); наше восприятие окружающего ограничено возможностями органов чувств. Как 
внутренние, так и внешние восприятия (интеро- и экстероцепция) осуществляются в 
пределах обычных пространственных и временных границ, В обычных обстоятельствах 
мы можем пережить живо и с помощью всех органов чувств только те события, 
которые происходят в данный момент и в непосредственной близости от нас. Мы 
можем вспоминать прошлые события, предвосхищать или воображать будущие, но как 
те, так и другие не поддаются непосредственному восприятию. В трансперсоналъных 
переживаниях во время психоделических сеансов, при самоисследовании с помощью 
немедикаментозных эмпирических техник или возникающих спонтанно, одно или более 
из этих ограничений, по-видимому, преодолеваются.
     На основе вышесказанного трансперсональные переживания можно определить 
как эмпирическое расширение сознания за пределы обычных границ телесного "эго" 
и за пределы пространственно-временных ограничений. Они включают очень широкий 
ряд явлений, происходящих на различных уровнях реальности. В определенном 
смысле полный спектр трансперсональных переживаний соизмерим с самим 
существованием. Здесь необходимо ввести два новых термина (более подробно речь 
пойдет о них во второй части книги), относящихся к двум взаимодополняющим 
модусам сознания, в которых мы можем воспринимать мир и самих себя. Хияотропный,
 или ориентированный на материю, модус сознания - это нормальный повседневный 
опыт общепринятой реальности. Холотропный модус сознпния, или сознание, 
стремящееся к целостности или всеобщности существования, характеризуется 
определенными необычными психо'логическими состояниями, такими, например, как 
медитативные, мистические или психоделические переживания. Такое сознание может 
также появляться спонтанно, производя на психиатров впечатление психоза.
     В хилотропном модусе созкания мы переживаем лишь ограниченный и особый 
сегмент феноменального мира или общепринятой реальности, следуя от одного 
момента к другому, Природа и объем этого змпирического фрагмента совершенно 
однозначно определены нашими пространственными и временными координатами в 
феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ограничениями наших 
органов чувств и физическими характеристиками среды.
     В холотропном модусе сознания можно получить доступ ко всем остальным 
аспектам существования - не только к собственной биологической, психологической,
 социальной, расовой и духовной истории, не только к прошлому, настоящему и 
будущему всего феноменального мира, но также и ко многим другим уровням и 
областям реальности, описанным в великих мистичееких традициях мира. 
Сравнительное изучение мистической литературы показывает, что большая часть 
этих систем, по-видимому, принимает комплексную, многослойную и иерархическую 
Модель реальности, включающей как феноменальный, так и трансперсональный 
аспекты существования (Wilbe г, 1980),
     Грубпя эмпирическпя сфера отображает мир обычного бодрствующего сознания и 
общепринятой реальности, основанной на свидетельствах органов чувста. 
Соответствующее мировосприятие и способ бытия в мире ограничены информацией, 
получаемой от физического тела и материального мира, линейной причинностью как 
единственным связующим принципом и ньютоновским пониманием пространства и 
времени. Многие системы "вечной" философии описывают, кроме того, несколько 
трансфеноменальных уровней существования: тонкий, каузальный (причинный) и 
предельный, или абсолютный.
     Как тонкий, так и каузальный уровни могут быть подразделены на верхний и 
нижний подуровни. Нижний тонкий, или астраяьно-психический, уровень включает 
обычно переживания вне тела, астральные путешествия, так называемые 
парапсихологические феномены (предвидение, ясновидение, психокинез), видение 
ауры и подобные переживания. Высший тонкий уровень включает архетипические 
формы божеств, высшие присутствия и духовных учителей, переживания 
божественного вдохновения, видения света и звуковые озарения.
     Нижний каузальный уровень - это мир савикпльпп сампдхи последнего Бога, 
творца всех миров, слышимого света биджп мантры, источника всех индивидуальных 
божеств. Высший каузальный мир характеризуется предельной трансценденцией и 
растворением в безграничном сиянии, или нирвикпльла сампдхи. На этом уровне нет 
ни субъекта, ни обьекта, ни самости, ни Бога, только бесформенное сознание как 
таковое. На уровне Абсолюта сознание пробуждается к своему первоначальному 
состоянию и "такости", которая является одновременно "такостью" всего 
существования - грубого, тонкого и каузального.
     Современные исследования сознания с применением психоделиков и без них 
дают мощные подтверждения такому пониманию реальности. Однако картография 
сознания, содержащаяся в "вечной" философии, должна быть расширена и изменена, 
чтобы отразить находки современной психиатрии и новых областей эмпирической 
психотерапии. Далее я попытаюсь предложить классификацию трансперсональных 
переживаний, основанную на схемах "вечнойэ философии, но включающей в то же 
время результаты современных научных исследований.
     Создать трансперсональную таксономию, которая точно и всеобъемлюше 
отражала бы интроспективные данные и объективные наблюдения современных 
исследований сознания, нелегкая задача. Спектр трансперсональных п".реживаний 
чрезвычайно богат,'разветвлен и разнообразен, они трудно выразимы словами и 
нередко происходят на тех уровнях реальности, где не действуют обычные исходные 
точки отсч -.а - время, пространство, дуальность, или полярность, линейная 
причинность и т. п. Проблема еще более осложняется холографической природой 
сознания и взаимопроникновением различных слоев и областей.
     Однако я полагаю, что, несмотря на все эти трудности, нижеследующее 
обсуждение трансперсональных феноменов в достаточной степени отображает 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 107
 <<-