|
Затем фигура богини постепенно исчезла, поглощенная еще более сияющим
светом. Он был абстрактным, но обладал некими личными характеристиками и
излучал бесконечную разумность. Мне стало ясно, что я переживаю растворение в
Универсальной Самости, Браме, о котором я читал в книгах по индийской философии.
Переживание длилось около десяти минут по часам, но само оно превосходило
любые представления о времени и казалось вечностью. Поток целительной и
питательной энергии и видение золотого сияния с оттенком павлиньих перьев
продолжалось всю ночь, а чувство благополучия оставалось со мной много дней.
Воспоминание об этом переживании оставалось для меня живым в течение многих лет
и глубоко изменило все мои представления о жизни. Мне хотелось бы закончить эту
главу о перинатальной динамике отчетом о сеансе холотропного дыхания Альберта,
клинического психолога, участника одного из наших пятидневных семинаров. В
начале семинара он рассказывал в группе, что считает себя человеком энергичным,
трудягой, любит сложные задачи и борьбу. Сеанс Альберта закончился глубоким
чувством расслабления и релаксации. Его отчет - хороший пример мощных
переживаний рождения, которые своей простой силой и связанностью с повседневной
жизнью переубедили умного, скептически настроенного и хорошо обученного
интеллектуала, Он содержит поразительно точные детали.
В начале я отождествился с чешуйчатым червеобразным животным и отдался
соответствующим движениям. Я без конца поворачивался спиралеобразно со спины на
живот и обратно. Внезапно я почувствовал прикосновение к ногам, которое
показалось мне беспокоящим. Я начал сражаться с ним, сначала потихоньку, потом
с все возрастающей силой и решительностью. Постепенно это дошло до того, что я
был уверен, что сражаюсь за свою жизнь.
Позже я обнаружил, что меня держат пять человек, поскольку я буйствую,
наскакивая на других людей. У меня возникла мысль, что я никогда не сдамся,
даже если весь мир будет против меня. Используя различные приемы и всю свою
силу, громко крича, я боролся с собственной беспомощностью и наседающими
врагами.
Когда меня удалось уложить, Стэн продолжал повторять мне, что он и другие
вокруг меня - не враги, что они помогают мне справиться с этим переживанием.
Через некоторое время я смог отождествить эту борьбу с повторным переживанием
своего рождения. Должен сказать, что чувство беспомощности продолжало вызывать
во мне мощное сопротивление, а не покорность. Так же я чувствую себя в
повседневой жизни.
Мои сильные движения и громкие крики достигли кульминации и начали утихать,
я перешел в стадию релаксации. В этот момент я решил сесть. Когда Стэн сказал
мне, что еще рано, у меня внезапно мелькнула мысль: "Я родился раньше времени!"
Я снова лег, накрылся и почувствовал, что могу возместить себе то время,
которое я когда-то не провел в утробе. Зто было прекрасно; я почувствовал себя
счастливым и смог внутренне расслабиться.
Внезапно я почувствовал силькый и всеохваиывающий запах свежевыделпнной
кожи; я чувсшвовал его снова и снова, и эио было очень и очень лрияшно. Я
находился в состоянии крайней релаксации, незнакомом мне в обычной жизни.
Сильный запах кожи был наиболее примечательной особенностью моего переживания.
Это показалось мне загадочным, я не знал, что с этим делать. Позже во время
обсуждения я спросил Стэна, что это может быть. Он сказал, что кожи и
кожевенный запах вряд ли принадлежат к архетипическим особенностям рождения и
что, возможно, это как-то связано с реальными обстоятельствами моего появления
на свет.
Позже я выяснил, что моя мать работала на кожевенной фабрике и что в день
моего рождения она оставалась на работе допоздна, занимаясь шитьем кожаных
шортов, держа материал на коленях. Она не думала, что роды могут начаться в
этот день, и даже когда отошла околоплодная жидкость не поняпа, в чем дело. Мое
раннее младенчество также связано с запахом свежей кожи, поскольку мать
продолжала шить кожаные шорты как только пришла в себя после родов.
Я убежден, что пережил вновь опыт своего рождения и что запах выделанной
кожи также в каком-то смысле является подлинным воспоминанием.
За пределами мозга
трансперсональные измерения психики
Животных, населяющих эти отдаленные районы ума, совершенно не может быть,
как жирафа или утконоса. Тем не менее они существуют и являются наблюдаемыми
фактами, так что если мы честно пытаемся понять мир, в котором живем, мы не
можем их игнорировать.
Олдос Хаксли, "Paй и ад"
Эмпирическое переживание смерти и возрождения, как правило, открывает
доступ к области человеческой психики, лежащей за пределами биографии, которую
лучше всего назвать тринсперсональной. Можно сказать, что перинатальный уровень
бессознательного представляет собой как бы интерфейс между биографической и
трансперсональной областями, или между индивидуальным и коллективным
бессознательным. В большинстве случаев трансперсональным переживаниям
предшествует драматическая встреча с рождением и смертью, Однако это не строго
обязательно: непосредственное соприкосновение с трансперсональными элементами и
темами эмпирически возможно и без прохождения перинатального уровня. Общим
знаменателем богатой и разветвленной группы трансперсональных феноменов
является переход сознания за обычные границы Эго и преодоление ограничений
времени и пространства. В обычном. или "нормальном", состоянии сознания мы
|
|