|
разделе. Сеанс начался невероятным всплеском инстинктивных сил. Волны
оргиастических сексуальных чувств перемежались с агрессивными всплесками
необычной силы. Стальная ловушка угрожала задушить меня, но волны жизненной
энергии гальванизировали и продвигали меня вперед. Вспышки красного цвета
разных оттенков, исполненные потустороннего ужаса, наводили на мысль о власти
крови, таин"твенным образом объединяющей человечество через мглу веков. Я
чувствовал себя связанным с метафизическим измерением жестокости разного рода -
пыток, изнасилований и убийств, но также и с тайной менструального цикла,
зачатия, рождения, смерти, кровного наследования и священных уз братства,
истинной дружбы и верности. За всем этим стояло глубокое отождествление с
борьбой младенца за освобождение из объятий родового канала. Я чувствовал
соприкосновение со странной силой, связывающей мать и ребенка узами жизни и
смерти. Инстинктивно, животом, я ощущал как симбиотический аспект этого
отношения, так и его ограничивающую сторону, лишающую меня свободы и
независимости. Я отметил странную "утробнуюэ связь между поколениями женщин -
бабушки, матери и дочери, - глубокую мистерию жизни, из которой мужчины были
исключены, Сохраняя этот же фон, я отождествился с людьми, объединенными высшей
целью, - революционерами и патриотами всех времен, боровшимися за свободу
против любых форм угнетения. В какой-то момент я отождествился с Лениным,
глубоко прочувствовал его бескомпромиссную жажду освобождения масс от угнетения
и огонь революции, горевший в его сердце. Братство! Равенство! Свобода! Образы
Французской революции, открывающихся ворот Бастилии проносились в моем уме
вместе с соответствующими сценами из бетховенского "Фиделио". Я был тронут до
слез и чувствовал глубокое отождествление с борцами за свободу всех времен и
народов. Ко второй половине сеанса содержание переживаний сместилось в сторону
секса и жестокости. Яркие образы изнасилований, садомазохистские сцены, сцены
проституции и т. п. наполняли мое сознание. Глубоко отождествляясь с
участниками этих представлений, сопровождаемых криками, я одновременно
оставался сторонним наблюдателем. Затем образные видения, частично превращаясь
в арабески, создали вокруг меня непередаваемо соблазнительную атмосферу гарема,
Шахерезады, "Тысячи и одной ночи". Постепенно к этому добавился сильный
духовный элемент, и я почувствовал себя участником многочисленных африканских
церемоний, вавилонской храмовой проституции, древних ритуалов плодородия,
ритуальных оргий с групповым сексом где-то в Новой Гвинее или Австралии.
Затем без всякого предупреждения наступил новый сдвиг. Я почувствовал себя
в неописуемо мерзкой грязи, тонущим в своего рода архетипической выгребной яме,
содержащей отбросы всех времен. Ужасное зловоние пропитало меня насквозь, мой
рот был полон экскрементов, которые не давали мне вдохнуть. Я находился в
запутанном лабиринте канализационных систем всего мира, я знал каждый люк и
каждую канализационную трубу в любом городе. Я пережил столкновение с худшими
сторонами биологической жизни - экскрементами, отбросами, гноем, разложением.
Среди всего этого эстетического ужаса мне пришла в голову мысль: мои
переживания - это типичная реакция взрослого человека. Ребенок или собака
чувствовали бы себя иначе. И есть множество форм жизни бактерии, черви, личинки,
- для которых эта среда была бы совершенно удовлетворительной. Я попытался
настроиться на такое восприятие и постепенно смог получить даже странное
удовольствие от того, где я находился. (См. продолжение в следующем разделе.)
ЧЕТВЕРАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ-IV)
переживание смерти и возрождения
Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией
родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой - последней - стадии
мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу. Продвижение по
родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и
сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок
родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня
(или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с
матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый
индивид.
Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания
представляют точную имитацию реальных биологических событий, произошедших при
рождении, и специальных акушерских приемов. Даже люди, ничего не знавшие об
обстоятельствах своего рождения, могут вспомнить до мельчайших деталей свое
положение в родовом канале, обстоятельства самих родов, применявшуюся анестезию,
акушерские вмешательства и то, что делали с ними непосредственно после
рождения.
Символическим выражением последней стадии родов является опыт
смерти-возрождения. В нем представлено окончание и разрешение борьбы
смерти-возрождения. Парадоксально, что, находясь буквалъно на пороге
освобождения, человек ощущает приближение чудовищной катастрофы. Часто этим
объясняется отчаянное и непреклонное стремление остановить процесс. Если же
переживания продолжаются, переход от БПМ-lII к БПМ-IV влечет за собой чувство
полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях - физической гибели,
эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального и
вечного проклятия трансцендентальных масштабов. Такой опыт "гибели Эгоэ
заключается, судя по всему, в мгновенном, безжалостном уничтожении всех прежних
опорных точек в жизни человека. Смерть Эго и возрождение - не одноразовое
переживание. В глубоком систематическом самоисследовании оно многократно
возвращается в различных аспектах и масштабах, пока процесс не завершается
|
|