|
остающимся. Эта область, по традиции, принадлежит церкви. Однако и она часто
мало что может дать, кроме слов утешения, указаний на веру и обычных
церемоний.
Важнейшая причина нежелания психотерапевтов и других лиц входить в
отношения с умирающими -- их собственный подсознательный страх перед
физическими страданиями, биологической бренностью и смертностью. Личные
отношения с индивидом, находящимся на пороге смерти, могут пробуждать
собственную метафизическую тревогу, связанную с идеей биологической кончины.
Страх смерти, испытываемый людьми, обычно связывается с осознанием ими
траектории жизни. В отличие от животных, человек знает о своей смертности, о
том, что рано или поздно ему придется пережить прекращение биологического
существования. Ниже в этой книге мы попытаемся показать, что подобный страх
коренится еще глубже. Наблюдения, сделанные в ходе психодели-ческих
исследований, наряду со сведениями из истории, сравнительного религиоведения
и антропологии, видимо, указывают на
то, что мы храним в подсознании функциональные матрицы, содержащие
память о подлинном соприкосновении со смертью.
Активизация этих подсознательных структур с помощью психотропных
средств или нелекарственных способов и методов приводит к яркому переживанию
смерти, по своей интенсивности неотличимому от настоящего процесса умирания.
Поэтому люди обладают не только интеллектуальным знанием о своей смертности,
но и подсознательным пониманием смертельных мук умирающих. Такое осознание
смерти организмом находится практически на клеточном уровне и представляется
главной причиной неестественного уклонения от связанных с нею проблем. В
условиях полного отсутствия социальных, психологических, философских и
духовных систем, обеспечивающих поддержку и могущих быть
противопоставленными этому страху, последний становится важнейшим
препятствием в работе с умирающими и основным сдерживающим фактором в деле
оказания им эффективной помощи.
Наши средства массовой информации вместо того, чтобы использовать свой
колоссальный образовательный потенциал для распространения полезной
информации о смерти и умирании, способствуют распространению неверных
представлений об этих явлениях. В заурядных фильмах смерть представлена как
абсурдное событие или ситуация личного поражения. В сообщениях о жертвах в
ходе военных действий, во время авиационных катастроф, ураганов, наводнений,
землетрясений, засух и массовых эпидемий данные столь велики, что воспринять
смерть на личностном уровне невозможно. Ее важность и психологические,
философские и духовные взаимоотношения растворяются в бесстрастных цифрах.
Картина смерти стала еще более абстрактной, когда зашла речь о возможности
мгновенного и полного уничтожения человечества в ядерном пожаре. Особый
личностный оттенок, присущий смерти, полностью затмевается апокалиптической
природой, технологическим характером и массовым масштабом такого события.
Непонимание проблем, связанных с отношением к смерти, эмоциональные
барьеры и даже сам характер социальных и медицинских учреждений
предопределяют невозможность для большинства членов нашего общества
осознанно принимать участие в процессе кончины. Это равно относится к
умирающим и к их друзьям и близким.
Сегодня мы являемся свидетелями резкого изменения отношения медиков и
специалистов смежных профессий к проблеме умирания и смерти. Важной вехой на
этом пути стала книга Германа Фейфеля "Значение смерти" (1957) --
своеобразный свод статей врачей, психиатров, психологов, философов,
посвященных процессу умирания. После публикации нaзвaннqй книги возросли
убежденность в необходимости срочных перемен и интерес к проблеме со стороны
гуманистически настроенных специалистов, предпринимавших значительные усилия
для облегчения положения умирающих. Важным событием стало создание в 1968
году в Нью-Йорке организации "Фонда Танатологии" (первый президент Фонда и
один из членов-учредителей -- Остин Кучер). Цель организации -- объединение
специалистов, работающих в областях, ориентированных на оказание помощи
больным: философов, священников, писателей и других лиц, интересующихся
вопросами, связанными со смертью и уходом за умирающими.
Волна профессионального интереса к практическим и теоретическим
аспектам процесса умирания привела, в частности, к появлению научного труда
Элизабет Кюблер-Росс, выполненного на факультете психопатологии Университета
Чикаго. В книге "О смерти и умирании", прокладывающей путь будущим
исследователям, суммируется ее опыт работы в качестве психотерапевта с
тяжелобольными, а также опыт тренировочных семинаров, проводимых совместно с
врачами, медсестрами, студентами и священниками. В этом труде содержатся
многочисленные доказательства того, как часто люди, находящиеся на смертном
одре, остро нуждаются в искренних человеческих контактах и
психотерапевтической помощи. Она подчеркнула важность открытого и честного
общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически
близкие им темы. В результате подобного подхода они могут научить остающихся
в живых важным вещам, относящимся не только к заключительным фазам жизни, но
и к проблемам работы человеческого сознания, а также к некоторым редким
аспектам нашего существования вообще. Кроме того, данный процесс обогатит
его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно
|
|