|
собственной смерти.
Обосновывая свой опыт теоретически, Кюблер-Росс выделила пять стадий,
характеризующихся специфическими эмоциональными реакциями и отношениями,
через которые последовательно проходит типичный умирающий по мере ухудшения
своего физического состояния: стадии отторжения и изоляции, гнева,
попыток
что-то выторговать, депрессии и, наконец, признания неизбежного. В последние
два года Кюблер-Росс особенно интересовалась исследованием субъективных
переживаний, связанных с процессом умирания, и проблемой существования
сознания после смерти. Ее работа произвела сильное впечатление как на
профессионалов, так и на широкого читателя.
Другим важным нововведением в уходе за смертельно больными стал
лечебный эксперимент, проводившийся с 1967 года под руководством д-ра Сесиля
Сандерса в приюте св. Христофора в Лондоне. Ведущее направление в
деятельности персонала этого приюта -- стремление сделать все, чтобы дать
возможность пациентам полноценно и комфортабельно жить до самого дня
кончины. Общий режим и вся атмосфера гораздо более свободны и неформальны,
чем в обычной больнице, а порядок посещений и выхода больных значительно
проще обычного в палатах для тяжелобольных. По желанию пациентов, им
разрешено находиться в палатах или уходить на прогулки. Они могут
встречаться с семьями и заниматься любым делом столько, сколько могут и
хотят. Им разрешают курить в постели и каждый вечер, только не поздно,
пользоваться спиртными напитками. Подход, практикуемый в приюте св.
Христофора, соединяет хорошо организованный уход и медицинское мастерство с
состраданием, теплом и дружелюбием. Работа Сесиля Сандерса имеет явный
религиозный акцент, носящий, однако, скорее экуменический, несектантский
характер, не сводимый к канонам какой-то одной избранной религии. Кроме
известности, которую данная организация получила из-за истинно гуманного
подхода к умирающим, она также пользуется безупречной репутацией за
достижения в сфере эффективного обезболивания. Специалисты в областях,
ориентированных на оказание помощи людям, сейчас, кажется, остро сознают
важность вопросов, связанных со смертью. Также бесспорна для них
необходимость далеко идущих перемен в существующих медицинских порядках и
методиках. Быстро растет число статей и книг, посвященных смерти и уходу за
страдающими от неизлечимых заболеваний. Увеличивается количество лекций,
семинаров, симпозиумов и конференций по данной теме. Все больше и больше
исследований ориентируется на разработку эффективных методов помощи людям,
находящимся при смерти, на изыскание возможности яснее представить
психологические аспекты процесса умирания и
смерти.
Проводимые в течение последней четверти века исследования ЛСД и других
галлюциногенов открыли новые возможности для облегчения эмоционального и
физического страдания умирающих от раковых заболеваний и других хронических
болезней. В ходе этих исследований были также выдвинуты нетривиальные
подходы к проблеме углубления наших познаний об ощущениях умирающих.
Переживание смерти и возрождения, иногда возникающие в результате приема
химических препаратов во время психоделических сеансов, как у нормальных
людей, так и у душевнобольных, помогло понять, что источник этих переживаний
расположен в подсознании. Возможность моделирования феномена смерти и
возрождения в регулируемых условиях и достаточно предсказуемым образом
сделала реальным проведение детального картографирования таких переживаний.
В книге показана практическая важность психоделической терапии умирающих, а
также обсуждается значение психоделических исследований для углубленного
понимания процесса смерти.
2. ИСТОРИЯ ПСИХОЛЕЛИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ УМИРАЮЩИХ
Iаш опыт работы с людьми, умирающими от неизлечимых заболеваний, был
тесно связан с разработкой психоделической терапии, то есть обширной
программы ускоренной психотерапии с применением веществ, вызывающих
изменение состояния сознания, наподобие диэтиламида лизергиновой кислоты
(ЛСД) и дипропилтриптамина (ДПТ). Хотя данный вид лечения и является прямым
следствием развития современных фармакологических и клинических
исследований, у него есть близкие аналоги в различных современных незападных
культурах, а его истоки теряются в доисторическом прошлом и шаманских
ритуалах, а также в лечебных церемониях многих древнейших цивилизаций.
Предположение о возможном применении галлюциногенов для терапии
неизлечимо больных впервые было высказано педиатром Валентиной Павловной
Уоссон. В результате многолетних этномикологических исследований она и ее
супруг Гордон Уоссон заинтересовались употреблением грибов, содержащих
галлюцино-гены, в разных культурах, существовавших в Америке до появления
там европейцев, а также в современной Центральной Америке. Уоссоны провели
несколько полевых исследований в Мексике и, наконец, в июне 1955 года стали
первыми европейцами, допущенными к священному ритуалу, проводимому
масатекской ку-рандерой - знахаркой Марией Сабиной. Мощное воздействие
|
|