|
призраков, появляющихся около одра болезни. Подобные вещи происходят с
людьми, находящимися в трезвом рассудке, при отсутствии бреда и сохраняющих
ориентацию и сознание положения вещей. Следовательно, их видения не могут
быть объяснены просто психопатологией. Концепция "Пика в Дарьене"
предполагает, что к умирающим приходят только уже скончавшиеся люди.
Особенно веским доказательством считалась также ситуация, когда они видели
призрак лица, о смерти которого не знали.
Гораздо больший интерес для нас представляет исследование наблюдений
лечащих врачей и медицинских сестер, ухаживающих за умирающими. Оно было
выполнено Карлисом Осисом и его сотрудниками, а результаты опубликованы в
1961 году. Вместо того, чтобы заниматься проверкой одной конкретной
гипотезы, Осис решил просмотреть широкий диапазон явлений, характерных для
умирающих, и выделить их типологию. Работа базировалась на обзоре и
детальном анализе опросников, разосланных в количестве десяти тысяч, из
которых 640 вернулись назад. В них затрагивались различные аспекты
наблюдений, сделанных у постели пациентов. Половина опросников рассылалась
лечащим врачам, другая -- медицинским сестрам. Согласно заявлениям лиц,
возвративших их, они располагали в общей сложности опытом 35540 наблюдений
за процессом кончины.
Осис обнаружил, что около десяти процентов умирающих, видимо, были в
сознании за час до смерти. Удивительно, но, согласно сообщениям врачей и
медсестер, пациенты испытывали, в основном, отнюдь не страх. Указывалось,
что чаще наблюдались ощущения дискомфорта, боли и даже безразличия. Было
установлено, что примерно у одного из двадцати больных присутствовали
признаки душевного подъема. Неожиданным стало сделанное в рамках данного
исследования открытие, что нередко имеют место видения преимущественно с
нечеловеческим содержанием. Они встречались приблизительно в десять раз
чаще, чем у аналогичной группы здоровых людей. Некоторые из видений более
или менее соответствовали традиционным религиозным концепциям и представляли
небеса, рай или Вечный Град; другие носили черты их мирских образов
невыразимой красоты, вроде пейзажей с
великолепной растительностью и экзотическими птицами. Согласно авторам,
для большинства переживании были характерны яркие цвета, и они весьма
походили на психоделические переживания, вызываемые мескалином или ЛСД. Реже
наблюдались ужасающие видения чертей или ада либо иные, тоже пугающие,
например, погребение живьем.
Главный акцент в этом исследовании делался на галлюцинациях умирающих,
в которых участвовали люди. Осис смог подтвердить гипотезы Барретта и
Хислопа о том, что пациенты в галлюцинациях видят, в основном, призраки
покойников, часто желающих помочь переходу умирающего в загробный мир. Он
также подтвердил, что эти галлюцинации носят характер привидений, так как их
подавляющее число воспринималось больными в состоянии ясного сознания.
Работа мозга не искажалась седативными или другими препаратами, высокой
температурой тела, и лишь незначительное число пациентов страдало от
заболеваний, способных провоцировать видения (травмы мозга, черепно-мозговые
нарушения, душевная болезнь и уремия). Большинство умирающих находилось в
сознании, ясно понимая происходящее и правильно реагируя на окружающую
обстановку. Исследование также показало, что характерные черты подобных
галлюцинаций относительно не зависят от физиологических, культурных и
личностных факторов. Истоки переживаний данного вида, судя по всему,
находились за пределами личностных и половых различий, физиологических
факторов, типа медицинского диагноза и вида заболевания, а также уровня
образования и религиозного воспитания. Галлюцинации с покойниками чаще всего
включали самых близких родственников умирающих; иногда же в видениях
появлялись не родственники, обычно это были живущие.
Автобиографические воспоминания, а также описания, встречающиеся в
художественной литературе и поэзии, судя по всему, подтверждают тот факт,
что лица, подвергающиеся серьезной опасности, и те, кто фактически
соприкасается со смертью, обычно переживают эпизоды необычных состояний
сознания. Такие переживания качественно отличаются от нашего обыденного
сознания и нелегко поддаются словесным описаниям. Поэтому, если мы хотим
ощутить аромат и параметры подобного рода переживаний, необходимо обращаться
к отчетам лиц, обладающих даром интроспекции и хорошим слогом. Один из
лучших отчетов такого типа мы находим в автобиографии Карла Густава Юнга
"Вос-
поминания, сновидения, размышления". В начале 1944 года Юнг сломал ногу
и вслед за этим несчастным случаем пережил сердечный приступ. Находясь на
краю смерти и держась на кислороде и камфарных инъекциях, он пережил ряд
глубоких визионерских видений. Ниже следует сокращенная версия его
детального описания этого состояния.
Мне казалось, что я находился в космическом пространстве. Далеко внизу
я зидел земной шар, качающийся в восхитительно голубом свете. Я различал
синюю морскую поверхность и континенты. Далеко под моими ногами лежал
Цейлон, а на некотором расстоянии впереди находился Индийский субконтинент.
Поле зрения охватывало не всю Землю, но ее шарообразность была ясно
различима, и контуры светились серебристым мерцанием, пробивавшимся сквозь
|
|