Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф, Джоан Хэлифакс - Человек перед лицом смерти
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
классическим  образцом  субъективных  переживании,   происходящих  во  время
неожиданных падений в результате несчастного  случая. Это отчет студента  
теологии, ставшего в 1891  году жертвой
железнодорожной катастрофы, когда рухнул Моншен-стейнский мост.
     Когда мы подъезжали к мосту  через  Вире, я  неожиданно  ощутил  резкий
рывок. В  тот же момент поезд внезапно  прервал  свой  бег. Инерция движения
отбросила  пассажиров прямо к  потолку. Я оглянулся, не  в состоянии понять,
что случилось. Из-за оглушительного металлического хруста,  доносившегося от
головы  поезда,  я предположил,  что произошло  столкновение.  Открыв дверь,
попытался выйти, но  увидел,  что следующий  за нами вагон  задрался вверх и
грозил рухнуть  на меня. Тогда  я  вернулся на  место  и  собрался  крикнуть
соседу,  находившемуся у окна:  "Отойдите  от окна!". Я  закрыл рот,  сильно
прикусив язык: в кратчайшее время последовало самое кошмарное падение, какое
можно  представить.  Машинально  я   вцепился   в   сидение.  Руки  и   ноги
функционировали  нормально,  как  бы  инстинктивно  заботясь  о  себе  и  со
скоростью молнии  парировали  на  рефлекторном  уровне  все  доски,  жерди и
скамейки, сокрушаемые вокруг и валящиеся на меня. В это время через мой мозг
самым четким образом  проносился поток мыслей. Они говорили: "Следующий удар
убьет  меня". Цепь картин быстро проносилась перед глазами, представляя все,
любимое мною, и то прекрасное, что я когда-либо испытал.  В перерывах  между
картинами  звучала  могучая мелодия прелюда, который я  слышал  утром:  "Бог
всемогущ. Небеса и Земля покоятся в Его руке;
     мы должны склониться перед Его волей". С этой мыслью в душе, находясь в
центре   происходящего   ужасного   смятения,  я  был   захлестнут  чувством
бесконечного  покоя. Вагон  тряхнуло  еще  дважды,  а затем  головная  часть
неожиданно  под  прямым углом врезалась в  Бирс, а задняя, где  я находился,
раскачивалась  из стороны в сторону, то свешиваясь над ограждением, то вновь
наклоняясь  к  реке.  Вагон был разбит  вдребезги. Я лежал,  зажатый со всех
сторон,  засыпанный грудой  досок  и  скамеек  и ждал, когда на  мою  голову
обрушится  следующий  вагон. Но  неожиданно  наступила  тишина. Грохот стих.
Кровь   капала  со   лба,  но  я  не  ощущал  боли.  Потеря   крови  вызвала
головокружение. После непродолжительного барахтанья, я выбрался из-под груды
обломков,  вылез через  окно. Только тут я впервые  понял кошмарный  масштаб
происшедшей катастрофы.
     Хейм  завершает  свою  статью утверждением,  что  смерть  от  падения с
субъективной точки зрения приятна. Погибшие  в горах  в последние  мгновенья
жизни  обозревали  свое   прошлое,  пребывая  в   преображенном   состоянии.
Возвысившись  над  телесной  болью, они  находились  во  власти  благородных
глубоких мыслей, величественной музыки и с ощущением покоя и примирения. Они
падали  в  прекрасные  голубые или  розовые небеса,  а затем все  неожиданно
останавливалось. Согласно Хейму, смертельные падения гораздо более "ужасны и
жестоки" для оставшихся в живых, нежели   для   жертв.  Несравненно  
болезненней   --  как  с  точки  зрения
испытываемых в тот момент чувств, так и во время последующих воспоминании --
видеть падающим кого-то другого, нежели падать самому. Часто свидетели таких
происшествий  бывали  столь  глубоко  потрясены  и парализованы  ужасом, что
оставались надолго  травмированы событием, в то время  как  жертва, если  ей
удавалось  избежать тяжелых повреждений,  выходила из происшествия свободной
от тревоги  и боли.  Хейм иллюстрирует данное  положение собственным опытом,
когда  ему пришлось наблюдать  падение коровы. Это  воспоминание до сих  пор
болезненно для него, а собственное несчастье сохранено в памяти, как могучее
и даже экстатическое преображение, -- лишенное боли и муки, -- точно так же,
как оно переживалось на самом деле.
     Интерес к конкретным аспектам умирания, продемонстрированный некоторыми
исследователями  конца  XIX  --   начала  XX  веков   имеет  две   различные
побудительные причины.  Одну группу наблюдателей,  искавших  психологические
признаки  надвигающейся   смерти,  интересовали   субъективные   переживания
умирающих  с  точки  зрения предчувствий.  В то время  их видения  привлекли
пристальное внимание, так как считались весьма зловещими предзнаменованиями.
Книга Эдуарда Кларка  "Видения: исследование ложных  прозрений", написанная,
когда автор сам умирал,  стала классическим трудом в своей  области.  В  ней
содержится  множество  описаний околосмертных  переживаний,  и она  является
бесценным источником данных для любого серьезного исследователя.
     Ко  второй  группе принадлежали профессионалы,  побудительной  причиной
которых был интерес к  парапсихологии. Они изучали феноменологический аспект
процесса  смерти  и  искали признаки существования  жизни  после  физической
кончины. За редким исключением эти исследователи души обращали мало внимания
на поведение и переживания самих умирающих.  Скорее, их интересовала область
относящихся  к  чьей-то  смерти  и  совпадающих  с  ней  сверхчувственных  и
визионерских  ощущений у  других, особенно  родных и  друзей.  Интерес же  к
фактическим переживаниям умирающих  был весьма ограничен и концентрировался,
в основном, вокруг идеи происшествий по типу "Пик в  Дарьене",  выдвинутой в
1877  году  мисс  Ф.  П. Кобби, а  затем  поддержанной  и  развитой Джеймсом
Хислопом,  Уильямом Барреттом  и Хорнел-лом  Хартом, соответственно, в 1908,
1926 и 1929 годах. Данная


     концепция  базируется  на вере  в  то, что  духи умерших  родственников
приходят помочь умирающим, облегчить им переход в иной  мир и увести их туда
с  собой. Согласно  этому  взгляду,  уходящие  часто  видят умерших  в  виде
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-