|
Согласно буддийским писаниям, страдание есть исконное свойство
биологического существования; его внутренняя причина заключается в силе,
являющейся источником самого процесса жизни. Цель духовного пути видит-ся в
уничтожении огня жизни и остановке колеса смертей и рождений.
______________________________
* Поскольку принято считать, что вера в реинкарнацию несовместима с
христианством и враждебна ему, нам представляется уместным тщательно
рассмотреть приведенное выше утверждение. Концепция реинкарнации
существовала в христианстве, пока в 543 году она вместе с другими
утверждениями высокообразованного отца церкви Оригена не подверглась резким
нападкам со стороны византийского императора Юстиниана и не была
окончательно осуждена Вторым Константинопольским собором в 553 году.
Ори-ген, которого считают наиболее выдающимся изо всех отцов церкви, за
исключением Августина, недвусмысленно заявил в своей работе "О началах":
"Душа не имеет ни начала, ни конца... Каждая душа является в сей мир,
усиленная победами, либо ослабленная поражениями предшествующей жизни. Ее
положение в мире подобно ладье, коей предначертан путь к чести или
бесчестью, определено прошлым достоинствами и недостатками. Ее деятельность
в этом мире определяет положение в мире грядущем".
В некоторых культурах умирание означает переход на ступень вверх в
социальной или космологической иерархии, в мир предков, могучих духов или
полубогов. В других -- это переход в благословенное существование в
солнечных сферах либо в мирах богов. Чаще посмертный мир четко разделен на
две области, включая в себя, наряду с небесами, преисподнюю и чистилище.
Путь души после смерти к желанной цели чреват опасностями и испытаниями
различного типа. Для его благополучного завершения необходимо знание
картографии и законов иного мира. Поэтому многие из культур, в которых
существует вера в загробный мир, выработали сложные и изощренные обряды,
знакомящие человека с опытом смерти.
Во все времена в различных культурах существовали ритуалы, в ходе
которых люди испытывали мощное переживание смерти в символической форме. Это
соприкосновение со смертью -- основная часть обрядов перехода в храмовых
посвящениях, ми-стериальных религиях и секретных обществах, а также в разных
экстатических религиях. Согласно описаниям исторических источников и
антропологической литературы, подобные глубокие переживания смерти приводили
не только к удручающему познанию временного характера биологического
существования, но и к
озаряющему постижению трансцендентной и вечной духовной сущности
человеческого сознания. Ритуалы такого рода выполняли две важные задачи: с
одной стороны, провоцировали глубинный процесс трансформации в посвященном,
который в итоге открывал новый способ постижения мира; с другой -- служили
подготовкой к настоящей физической смерти.
Были даже созданы специальные руководства, объясняющие, как действовать
при соприкосновении со смертью, рассматриваемой как на символическом уровне
в русле духовной практики, так и на уровне физической гибели биологической
оболочки. Лучшие известные образцы подобных пособий -- "Тибетская книга
мертвых" (Бардо Тедоль), собрание погребальных текстов, определяемые как
"Египетская книга мертвых" (Перт Эм Хру), и литературное произведение
средневековой Европы, известное как "Искусство смерти" (Ars Moriendi) .
Антропологическая литература заполнена описаниями обрядов перехода,
совершаемых в различных культурах во время столь важных событий, как
рождение, совершеннолетие, свадьба, рождение ребенка, перемена в жизни,
смерть. В ходе сложных ритуалов, исполняемых по таким случаям, люди учатся
испытывать переходы с одной стадии жизни на другую, умирать для одной роли и
рождаться, входя в другую. Во многих обрядах превращения, в которых
используются галлюциногенные средства либо сильнодействующие методики без
употребления наркотиков, посвящаемый переживает смерть и возрождение,
сравнимые с практикой древних храмовых мистерий. Всякое соприкосновение с
умиранием, смертью и трансцендентностью, переживаемое в рамках этих
ритуалов, может рассматриваться живущими, как серьезная психологическая и
экспериментальная подготовка к решающему переходу в момент смерти.
Во многих дописьменных обществах гомогенная, замкнутая и в высшей
степени сакральная природа общины является тем клубком взаимозависимостей,
внутри которого умирающий обретает себя. В подобном обществе сознание клана,
племени или царства превалирует над отчетливым "я" личности. Именно этот
фактор и делает утрату индивидуальности, происходящую в момент кончины,
менее болезненной по сравнению с протеканием аналогичного процесса в
культурах, где сильна привязанность к "эго". Однако выпадение человека из
системы социальных связей гомогенного общества может оказать серьезное
воздействие и на живущих. Процесс умирания и смерть в условиях "общины"
предполагает как
оказание коллективной поддержки умирающему, так и выражение горя и гнева со
стороны провожающих его в последний путь. Ведь они теряют важного члена
социальной группы, связанной изнутри таинственными путами.
Многие носители западной культуры считают, что этот подход к смерти
чужд присущей им системе ценностей. Усложненные предписания ритуала,
|
|