|
форме, пышности и изысканности отделки. Мавзолей состоял из 36 колонн,
покоившихся на высоком цоколе и поддерживавших мраморную пирамиду,
увенчанную квадригой.
**Согласно д-ру Гансу Георгу Вундерлиху, профессору геологии и
палеонтологии из Штутгарта, дворец царя Миноса в Кноссе являлся не жильем, а
некрополем, в котором могущественная секта практиковала изощренные
погребальные обряды, где приносились жертвы и проводились ритуальные игрища.
Вундерлих подробно излагает свою вызывающе смелую теорию в книге,
озаглавленной "Тайна Крита".
Неясная природа смерти открывает широкий простор для индивидуального и
коллективного воображения. Взять, к примеру, лишь некоторые из образов,
существующих в западной культуре:
смерть представляется "старухой с косой", "неумолимым пожирателем",
"ужасным всадником", "бессмысленной машиной", "неумолимым мстителем",
"наглым обманщиком", "пылким возлюбленным", "сладкой утешительницей",
"великим уравнителем". Эмоции, вызванные данными образами, охватывают
широкий диапазон чувств: от глубокого ужаса до экзальтации и экстаза.
Различные концепции смерти и связанные с ними верования оказывают
глубокое воздействие не только на душевное состояние умирающих, но и на те
особые условия, при которых они покидают этот мир, а также на поведение
остающихся. В результате процесс умирания и сама смерть могут быть
по-разному поняты и пережиты. С этой точки зрения значительный интерес
представляет сравнение положения умирающего современной западной цивилизации
с аналогичным состоянием индивидов древних культур или в странах,
находящихся на доиндустриальной стадии развития.
В большинстве незападных культур существуют религиозные и философские
системы, космологии, ритуальные обычаи, а также определенные принципы
социальной организации, помогающие своим членам принять и испытать смерть.
Здесь она обычно не воспринимается, как абсолютное уничтожение. Напротив,
существует убеждение, что сознание или жизнь в той или иной форме продолжают
существовать и после физической кончины. Какие бы особые концепции
посмертного существования не превалировали в различных культурах, смерть
обычно рассматривается как переход или преображение, а не окончательное
уничтожение личности. Мифологические системы обладают не только детально
разработанными описаниями различных сфер потусторонней жизни, но часто имеют
также сложную картографию, помогающую душам в трудных путешествиях после
смерти.
Сила веры в существование посмертного пути нашла отражение в
разнообразии погребальных обрядов. Большинство ученых, изучавших обычаи,
связанные со смертью, подчеркивают, что общей чертой таких ритуалов Является
изначальная двусмысленность отношения живых к мертвым и вера в загробную
жизнь. Многие аспекты обрядов представляют собой попытку облегчить и
ускорить процесс перехода умерших в мир духов. Однако почти
столь же часто можно встретить и противоположную тенденцию, а именно:
церемониальное установление связи между живыми и мертвыми с целью обеспечить
свою безопасность и получить покровительство. Определенные стороны многих
ритуалов, исполняемых после смерти человека, могут быть одновременно
интерпретированы и как помогающие мертвым в их посмертных путешествиях, и
как мешающие им вернуться.
Особая разновидность веры в продолжение существования после смерти --
концепция реинкарнации. Помимо принципа вне-телесного посмертного
существования индивида, в ней признается возможность возвращения к
материальному возрождению в известном нам мире феноменов в иной форме. Вера
в реинкарна-цию существует в таких разнотипных культурных и религиозных
структурах, как философии и религии Индии, космологические системы различных
племен индейцев Северной Америки, философия Платона и неоплатонизм,
орфический культ и другие мистические религии Древней Греции, а также раннее
христианство*. В индуизме, буддизме и джайнизме эта вера объединена с
законом кармы, согласно которому качество личной инкарнации определяется
заслугами и грехами данного лица, имевшими место в предыдущем рождении.
Нетрудно понять, что твердая убежденность в существовании сознания или
даже допущение подобной возможности способны изменить отношение к старости,
взгляд на смерть и само переживание кончины. Так условная оценка жизни и
смерти может подвергнуться полному пересмотру и измениться на противоположную
по отношению к доминирующим европейским концепциям. Тогда процесс
умирания станет восприниматься как событие более важное, нежели жизнь. Это
верно, к примеру, для некоторых философских или религиозных систем,
включающих веру в реинкарнацию. В них период умирания может быть событием
огромнейшего значения, так как позиция умирающего определяет качество всей
будущей инкарнации, а сущность и ход следующего воплощения являются
актуализацией способа смерти. В других системах жизнь воспринимается как
состояние оставленности, как темница духа, а смерть есть воссоединение,
освобождение или возвращение домой. Таким образом, для индуса смерть --
пробуждение от мира иллюзии (майа) и возможность для индивидуальной души
(дживы) реализовать и испытать свою божественную природу (Атман-Брахман).
|
|