|
Подготовительная фаза продолжалась от шести до двенадцати часов в
течение двух-трех недель. Поскольку наиболее важными из меняющихся факторов,
влияющих на успешность психоделической терапии, являются атмосфера глубокого
доверия и хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом, именно в это
время мы прилагали значительные усилия, чтобы установить тесную связь с
умирающим и способствовать проявлению доверия с его стороны. Собственно
психотерапевтическая работа фокусировалась в первую очередь на существующих
нерешенных проблемах в его взаимоотношениях со значимыми для него людьми.
Внимание уделялось также приятию и неприятию реальности болезни и
смерти и, кроме того, важным, глубоко скрытым в подсознании конфликтам,
выявлявшимся по мере развития отношений в ходе терапии. Хотя вопросы
умирания и смерти обычно обсуждались весьма подробно, акцент делался не на
смерть, а на максимально возможную полноценную жизнь
Никогда психоделическая терапия не представлялась, как могущая исцелять
раковое заболевание. Когда нас об этом спрашивали, мы обсуждали важность
психологических факторов в определении течения патологических процессов и
способности организма противостоять болезни. Иногда касались некоторых
гипотез, предполагающих наличие психогенных факторов в этиологии раковых
заболеваний. Таким образом, мы оставляли простор для
возможности исследовать психосоматические аспекты раковых заболеваний, если
бы таковые проявились в ходе сеансов, но в то же время ограждали пациентов
от разочарований в случае, если попытка самоисцеления не приносила успеха.
Многие из бесед с больными вращались вокруг философских, религиозных и
метафизических вопросов. Существует несколько причин важности проведения
подобных бесед в контексте психоделической терапии умирающих. Столкновение с
фактом собственной физической бренности может привести к возникновению или
усилить уже существующие интерес к духовным и философским сторонам бытия.
Личные философские и религиозные воззрения индивида оказывают глубокое
воздействие на представление о смерти, отношение к ней и на то, как
умирающий проживет оставшиеся дни. Более того, психоделические переживания
имеют важные религиозные и мистические параметры, и потому
обсуждение данной области в ходе подготовительной фазы помогает
избежать ряда сильных недоумении во время самого сеанса.
Нам представляется важным открыто обсуждать основные конфликты, которые
могут возникнуть у пациента из-за определенной религиозной
запрограммированности в детстве, принадлежности к какой-либо церкви и
выполнения ежедневных религиозных обрядов Здесь часто требуются разъяснения,
учитывающие то, как больной понимает значение религии и духовности в
человеческой жизни, и недоумение, способное возникнуть в результате
столкновения различных вероисповеданий Пациентам, отрицательно относящимся к
религиозным аспектам психоделической терапии, полезно подсказать, что
духовные переживания в ходе сеанса обычно не принимают ортодоксально
религиозную форму Чаще они напоминают то, что Эйнштейн называл "космической
религией" Такая форма духовности не имеет персонифицированного бога,
пантеона посредничающих святых и формализованных обрядов Упор делается на
благоговение и удивление, испытываемые во время столкновения с творческими
силами природы и многими тайнами мироздания Духовные переживания связываются
с дилеммой времени и пространства, происхождением материи, жизни и сознания
и конечными целями всего процесса творения Когда же психоделическое
переживание развивается в рамках одной из устоявшихся религий, оно, как
правило, сходно с их мистическими ответвлениями, а не с основным
ортодоксальным течением Оно ближе к христианскому мистицизму, чем к
традиционному христианству, ближе к каббале или хасидизму, чем к
ортодоксальному иудаизму, ближе к суфизму, чем к исламу. Часто случалось,
что в ходе психоделического сеанса человек сталкивался с переживаниями,
абсолютно чуждыми его религиозной традиции, порой весь сеанс проходил в
рамках совершенно иной культуры Например, христианин или мусульманин мог
открыть закон кармы и уверовать в существование циклов перерождений, а
раввин -- пережить обращение в дзэн-буддизм.
Перед началом психоделического сеанса приходилось разбираться в
межличностных взаимоотношениях умирающего, существовавших на тот момент
Особого внимания требовали его отношения с членами семьи и медицинским
персоналом больницы Нередко даже поверхностное обследование текущих
социальных связей индивида выявляло поразительное количество искажений и
путаницы во взаимоотношениях с родными, друзьями, лечащими
врачами и медицинскими сестрами. Отрицание, избегание, перенос,
механическое разыгрывание ролей, подавание пустых надежд и лицемерие с
благими целями могут доходить до разрушительных стадии. Мы часто
сталкивались с ситуациями, когда медперсонал, члены семьи и сам больной
знали и диагноз, и вероятный исход болезни, но продолжали играть в прятки с
целью "оградить" друг друга. Смерть пациента при таких обстоятельствах, как
правило, приводила родственников и даже медперсонал в состояние фрустрации и
к переживанию чувства вины.
Важной составной частью задачи врача являлось исследование социальных
связей больного и определение основных барьеров в общении. Не так уж редко
случалось, что необычайно запутанные и плохие взаимоотношения удавалось
уладить, сделать открытыми и непосредственными в результате нескольких
|
|