|
вневременного Зла, - огромная, невероятно зловещая фигура, излучающая
невообразимую мощь. И хотя я не могла точно оценить ее размеры, она казалась
колоссальной, быть может объемлющей все галактики. Она была как бы
антропоморфной, но все же не имела совершенно четкой формы, и я могла лишь
грубо различать отдельные части ее тела.
Она состояла из быстро сменяющихся, текучих динамических образов, которые
голографически пронизывали друг друга. Проявляясь в соответствующих частях тела
этого Бога Зла, они отражали различные формы зла. Так, его живот изобиловал
сотнями образов жадности, ненасытности и отвращения, область гениталий вмещала
в себя половые извращения, изнасилования и сексуальные убийства, руки - насилие,
совершенное мечами, кинжалами и огнестрельным оружием. Я испытывала трепет и
неописуемый ужас. В моем мозгу мелькали имена Сатаны, Люцифера и Аримана, но
это были до смешного мягкие названия тому, что я переживала.
РАЗДЕЛЯЮЩАЯ СИЛА ЗЛА
Некоторые из тех, кому довелось переживать личную встречу с Космическим Злом,
имели интересные прозрения относительно его природы и функции в миропорядке.
Они видели, что этот принцип тесно вплетается в фактуру бытия и, принимая все
более конкретные формы, пронизывает все уровни творения. Его различные
проявления суть выражения энергии, которая заставляет отколовшиеся единицы
сознания чувствовать себя отдельными друг от друга. Принцип зла отчуждает их и
от их космического источника - недифференцированного Абсолютного Сознания.
Таким образом, Космическое Зло мешает отколовшимся единицам осознать их
сущностную тождественность с этим источником, равно как и основополагающее
единство друг с другом.
С такой точки зрения зло тесно связано с движущими силами, о которых я
говорил ранее как о "космической перегородке", "экране" или "забвении".
Поскольку божественную игру, т. е. космическую драму, невозможно представить
себе без действующих лиц, без отдельных различающихся сущностей, то в творении
мира, каким мы его знаем, существование зла совершенно необходимо. Эта
концепция в основе своей согласуется с идеей, высказанной в трудах ряда
христианских мистиков; согласно этой идее, падший ангел Люцифер (букв. -
"Носитель Света") как представитель противоположностей рассматривался как
своего рода демург. Люцифер увлекает человечество в фантастическое путешествие
в мир материи. Подходя к этой проблеме с другой позиции, мы можем сказать, что
зло и страдания в конечном итоге основываются на ложном представлении о
реальности, в частности на вере живых существ в свое отдельное индивидуальное
"я". Это прозрение составляет важную часть буддийской доктрины анатты (не-я).
Постижение того, что зло во Вселенной является силой разделяющей, помогает
понять и ряд типовых эмпирических шаблонов и последовательностей событий в
холотропных состояниях. Так, экстатическим переживаниям воссоединения и
расширения сознания часто предшествуют наводящие ужас встречи с силами тьмы,
представленными в виде архетипических фигур зла или в виде прохождения сквозь
демонические препоны. Обычно это связано с чрезвычайными душевными и
физическими страданиями. Самым ярким примером, иллюстрирующим эту связь,
является процесс психодуховныой смерти и возрождения, в котором переживания
агонии, ужаса и уничтожения гневными божествами сменяются чувством
воссоединения с духовным источником. Эта связь находит конкретное выражение в
буддийских храмах Японии, например в прекрасном храме Тодайдзи в Наре, где
человек, прежде чем войти внутрь и увидеть сияющее изображение Будды, должен
миновать устрашающие фигуры гневных защитников.
ОДНО ВО МНОГОМ, МНОГОЕ В ОДНОМ
Всякая попытка применить этические ценности к процессу космического творения
должна учитывать один важный факт. Согласно прозрениям, описанным в этой книге,
все воспринимаемые нами во вселенной границы произвольны и в конечном счете
иллюзорны. По своей глубочайшей природе весь космос является единичной
сущностью невообразимых размеров - Абсолютным Сознанием. Все роли в космической
драме исполняет один-единственный актер, о чем и говорит приведенное выше
прекрасное стихотворение Тхить Нят Ханя. Во всех ситуациях, где присутствует
элемент зла, например ненависть, жестокость, насилие, лишение и страдание,
творческий принцип играет в сложную игру сам с собой. Агрессор тождествен своей
жертве, диктатор - угнетенному, насильник - изнасилованному, убийца - убитому.
Больной, зараженный инфекцией, не отличатся ни от бактерий, проникших в его
организм и вызвавших заболевание, ни от врача, который лечит его антибиотиками,
чтобы устранить инфекцию.
Яркой иллюстрацией ошеломительного осознания нашей сущностной
тождественности космическому разуму служит выдержка из описания сеанса с
Кристофером Бахом, профессором философии и религиоведения. Ранее я уже
цитировал его описание встречи с Пустотой.
На передний план мало-помалу выдвинулась тема секса. Сначала секс возник в
своей приятной форме, как обоюдное наслаждение и эротическое удовлетворение, но
вскоре перешел в агрессивную форму, приняв вид насилия, подавления, травмы и
боли. Силы сексуальной агрессии стали проникать и в смежные сферы человеческой
жизни. Я стоял лицом к лицу с этими жестокими силами, заслоняя собой ребенка. Я
пытался защитить ребенка от этих сил, не допустить, чтобы они настигли его. Мой
|
|