Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
с понятиями и переживаниями ограниченного существования, прекращения 
существования и несуществования. В ней наличествуют недолговечность, правящая в 
феноменальном мире, и неизбежная перспектива окончательного уничтожения всего 
сущего. Это подразумевает нашу собственную кончину, смерть всех живых 
организмов и окончательное разрушение Земли, Солнечной системы и вселенной. 
Здесь можно вспомнить о горести и печали Будды Гаутамы, когда он, выезжая из 
отцовского дворца на прогулки, столкнулся с болезнью, старостью и смертью. В 
нашей традиции христианское средневековье придумало много афоризмов, 
напоминающих народу об этом аспекте существования: "Прах к праху, и во прах 
возвратишься", "Помни о смерти", "Так проходит слава мира" или "Смерть 
неизбежна, неведом лишь час".
   Второй важный аспект сат-чит-ананды - это чит, или безграничное сознание, 
мудрость и разум. Соответствующая категория зла связана с различными формами и 
уровнями ограниченного сознания и неведения. Она покрывает широкий спектр 
явлений - от вредоносных последствий невежества, неадекватной информации и 
неправильного понимания вопросов повседневной жизни до самообмана и 
основополагающего неведения, касающегося природы бытия на высоком 
метафизическом уровне (авидья). Этот тип неведения описан Буддой и другими 
духовными учителями как один из главных корней страдания. Форма знания, которая 
может проникнуть сквозь завесу этого неведения и привести к освобождению от 
страдания, на Востоке называется праджня-парамита или запредельная мудрость. 
   Третья категория явлений, переживаемых как вред или зло, включает элементы, 
представляющие отрицание третьего основополагающего качества сат-чит-ананды - 
элемента безграничного блаженства, или ананды. Переживания данной категории и 
их причины наиболее непосредственно, очевидно и наглядно отражают темную 
сторону, поскольку препятствуют переживанию блаженства бытия. Они объемлют 
целый спектр тяжких эмоций и неприятных физических ощущений, полностью 
противоположных божественному блаженству, таких, как физическая боль, тревога, 
стыд, чувство неполноценности, подавленность и вина.
   Принцип зла, присущий творению, перевернутое зеркальное отражение 
сат-чит-ананды, может переживаться либо в чисто абстрактной форме, либо как 
более или менее конкретная манифестация. Одни люди описывают его как 
Космическую Тень, гигантское поле зловещей энергии, наделенной сознанием, 
разумом, разрушительным потенциалом и чудовищным стремлением к порождению хаоса,
 страданий и разрушений. Другие переживают вселенский принцип зла как 
исполинскую антропоморфную фигуру, символизирующую всепроникающее вселенское 
зло, или Бога Тьмы. Встреча с теневой стороной бытия может также принимать 
формы, связанные с той или иной культурой, например выступать в образах таких 
божеств, как Сатана, Люцифер, Ариман, Гадес, Лилит, Молох, Кали или Коатлику.
   Для иллюстрации приведу здесь выдержку из рассказа тридцатипятилетнего 
психолога Джейн, пережившей в своем тренировочном сеансе потрясающее 
столкновение с темной стороной бытия, кульминацией которого была встреча с 
чудовищной персонификацией вселенского зла.
   
   Мне казалось, что вплоть до этого мгновения я смотрела на жизнь сквозь 
розовые очки, которые мешали мне увидеть всю ее чудовищность. Теперь я видела 
несчетные образы различных форм жизни, существующих в природе, они нападали и 
пожирали друг друга. Вся цепь жизни - от самых низших организмов до самых 
высокоразвитых - вдруг предстала передо мной как жестокая драма, где большие и 
сильные поедали маленьких и слабых. Это переживание обрушилось на меня с такой 
сокрушительной силой, что я толком не могла увидеть другие аспекты, например 
красоту животных или изобретательность и творческий разум жизненной силы. Это 
была поразительная иллюстрация факта, что насилие есть подлинная основа жизни: 
жизнь неспособна выжить, не питаясь собою же. Травоядное животное - лишь менее 
явный и смягченный пример хищника в этом биологическом геноциде. Выражение 
"природа преступна", которым маркиз де Сад оправдывал собственное поведение, 
внезапно наполнилось новым смыслом.
   Другие образы увлекли меня в путешествие по человеческой истории, и я 
убедилась, что в ней господствовали насилие и алчность. Я видела жестокие битвы 
пещерных людей, сражавшихся примитивными дубинками, видела и массовое 
истребление с помощью все более совершенного оружия. За видениями монгольских 
орд Чингисхана, прокатившихся по всей Азии, сея бессмысленное убийство и сжигая 
деревни, последовали ужасы нацистской Германии, сталинской России и 
африканского апартеида. Были и образы, отражавшие ненасытную алчность и безумие 
нашего промышленно развитого общества, которое ставит под угрозу всю жизнь на 
планете. Предельной иронией и жестокой шуткой в этом мрачном портрете 
человечества выглядела роль великих мировых религий. Было ясно, что эти 
институты, сулящие установить контакт с божественным, на самом деле зачастую 
служили каналом зла. От истории ислама, который насаждался огнем и мечом, 
христианских крестовых походов и жестокостей инквизиции до более поздних 
злодеяний с религиозной подоплекой религия всегда являла собой не решение 
проблемы, но ее часть. 
   
   Вплоть до этого момента сеанса Джейн наблюдала выборочный показ теневых 
аспектов жизни как в природе, так и в человеческом обществе, и ее не посещали 
прозрения относительно причин алчности и насилия. На следующей фазе переживание 
вывело ее прямо к тому, что казалось метафизическим источником мирового зла.
   
   Внезапно переживание сменилось, и я встретилась лицом к лицу с сущностью, 
отвечающей за все, что я видела. Это был образ, воплощающий квинтэссенцию 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-