|
Еще один очевидный аспект тьмы и зла в творении - это существование
репрессивных режимов, тоталитарных систем, геноцида и войн. Если мы
сосредоточим свои усилия на санации этой сферы, то уничтожим значительную часть
человеческой истории и потеряем все героические подвиги борцов за свободу,
которые во все времена жертвовали жизнью ради справедливости в своих странах и
свободы соотечественников. Нет больше триумфальных побед над империями зла и
упоения вновь обретенной свободой. Исчезнут и укрепленные замки всех времен и
народов, а также музеи, где представлены уникальные изделия оружейников,
образцы фортификационного искусства и разнообразная военная амуниция.
Устранение насилия из космической драмы, естественно, сильно отразится и в мире
искусства. Библиотеки, художественные музеи, музыкальные коллекции и киноархивы
значительно обеднеют, если мы уберем из них все произведения, вдохновленные
насилием и борьбой против него.
Отсутствие метафизического зла значительно уменьшит необходимость религии,
ведь без мощного противника Бог станет этаким само собой разумеющимся,
гарантированным удобством. Все связанное с обрядовой и духовной жизнью
человечества будет изъято из миропорядка, и исторические события, вдохновленные
религией, будут стерты, как будто их и не было. Незачем говорить, что мы также
потеряем ряд лучших произведений искусства - литературы, музыки, живописи,
скульптуры и кинематографа - рожденных конфликтом между божественным и
демоническим. В мире не станет величественных готических соборов, мусульманских
мечетей, синагог, индуистских и буддийских храмов и многих других шедевров
архитектуры, вдохновленных религией.
Если мы продолжим дальше этот процесс очистки от вселенской "тени", творение
утратит свою огромную глубину и богатство, и в конечном итоге мы придем к
чрезвычайно блеклому и неинтересному миру. Поставь Голливуд фильм, отражающий
такую реальность, кинотеатры наверняка были бы пусты. В весьма популярном
пособии для сценаристов подчеркивается, что напряжение, конфликт и драма суть
необходимая предпосылка успеха фильма. Фактически это предостережение
касательно того, что фильму о "жизни в счастливом городке" наверняка
гарантирован провал и банкротство.
Режиссеры, которые свободны выбирать для своих фильмов любые темы, обычно не
останавливаются на слащавых бессобытийных историях со счастливым концом. В их
фильмах, как правило, присутствуют приключения, опасности, трудности, серьезные
эмоциональные конфликты, секс, насилие и зло. И разумеется, на самих создателей
фильмов в значительной степени влияют вкусы и требования зрителей. И коль скоро
Бог сотворил людей по своему образу и подобию, было бы не удивительно, если бы
космическое творение следовало тем же принципам, что управляют творческой
деятельностью и развлечениями в нашем мире.
В процессе глубокого эмпирического самоисследования мы обнаруживаем эту
дихотомию творения на всех уровнях, где присутствуют формы и отдельные явления.
Абсолютное Сознание и Пустота, существуя за пределами мира явлений, выходят за
пределы всех противоположностей. Добро и Зло как отдельные сущности обретают
существование и проявляют себя на начальных стадиях творения, когда из
недифференцированной матрицы Пустоты и Абсолютного Сознания возникают темные и
светлые аспекты Божественного. Представляя собой полярные противоположности и
будучи антагонистами по отношению друг к другу, оба этих аспекта существования
суть необходимые элементы творения. В сложном и причудливом взаимодействии они
порождают бесчисленное множество действующих лиц и событий на различных уровнях
и в различных измерениях реальности, составляющих космическую драму.
ДВА ЛИЦА БОГА
В холотропных состояниях мы можем непосредственно переживать не только
единый творческий принцип, но и его благую или злую форму по отдельности, как
две дискретные единицы. Когда мы сталкиваемся с благой формой Бога, мы
избирательно настраиваемся на позитивные аспекты творения. В этот момент мы не
отдаем себе отчета в теневой стороне бытия и видим космическую пьесу в ее
полноте, как нечто сияющее и блаженное. Зло представляется эфемерным или почти
отсутствующим во вселенском устройстве.
Ближе всего к пониманию природы этого переживания можно подойти с позиций
древнеиндийской концепции сат-чит-ананды. Это сложное санскритское слово
состоит из трех корней: сат ("сущее", "существование") чит ("сознание") и
ананда ("блаженство"). В нашем переживании мы отождествляем себя с сияющим,
безграничным и безмерным принципом, или состоянием сущности, бытие которой
бесконечно и которая обладает бесконечным сознанием или мудростью и переживает
бесконечное блаженство, обладая также бесконечной способностью творить из самой
себя формы и эмпирические миры.
У этого переживания сат-чит-ананды, или Сущего-Сознания-Блаженства, есть
обратная сторона - космический принцип, объемлющий весь отрицательный потенциал
Божественного. Он являет собой перевернутое зеркальное отражение принципа
сат-чит-ананды, или диаметральную противоположность его основополагающим
качествам. Здесь стоит вспомнить одну из начальных сцен "Фауста" Гете, где
Мефистофель представляется Фаусту: "Я отрицаю все - и в этом суть моя"2 ("Ich
bin der Geist, dег verneint"). Если посмотреть на явления, которые мы считаем
дурными или вредными, можно увидеть, что они распадаются на три разные
категории, каждая из которых есть отрицание одного из основополагающих качеств
сат-чит-ананды.
Первое из этих трех основополагающих качеств положительного Божественного -
это сат, сущее или бесконечное бытие. Соответствующая ему категория зла связана
|
|