Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
сторону и нашу собственную роль в нем, - одна из самых больших трудностей, с 
которыми мы можем столкнуться в углубленных философских и духовных исканиях. 
Поэтому интересно проанализировать, какими эти проблемы предстают перед людьми, 
которые встречаются с ними в своем путешествии в глубины сознания. 
   Переживания отождествления с Абсолютным Сознанием, или с Пустотой, включают 
выход за пределы всех противоположностей, в том числе добра и зла. Они содержат 
весь спектр творения: от самых благих аспектов до самых жестоких - но в 
непроявленной форме, как чистый потенциал. Поскольку этические суждения 
применимы только к миру проявленных феноменов, включающему противоположности, 
то проблема добра и зла тесно связана с процессом космического творения. С 
точки зрения нашего обсуждения очень важно понять, что этические ценности и 
нормы сами являются частью творения и потому не имеют абсолютно независимого 
существования. Вот что сказано об этом в древнеиндийском священном тексте 
Катха-упанишада: 
   
   Как солнце, глаз всего мира,
   не омрачается изъянами, [существующими] вне глаза,
   так и единый атман во всех существах
   не омрачается изъяном мира, оставаясь вне их.
   
    (Перевод В. В. Шеворошкина)
   
   РОЛЬ ЗЛА ВО ВСЕЛЕНСКОМ ПОРЯДКЕ
   
   Окончательное понимание и философское приятие зла, похоже, всегда включает 
признание, что в космическом творении ему отведена важная, даже необходимая 
роль. Например, глубокие эмпирические прозрения абсолютных реальностей, 
доступные нам в холотропных состояниях, зачастую показывают, что зло играет 
важную роль во вселенской драме. Поскольку космическое творение является 
сrеаtio ех nihilo, "творением из ничего", оно должно быть симметрично. Все, что 
возникает, обретая существование, должно уравновешиваться своею 
противоположностью. С этой позиции существование любых противоположностей есть 
совершенно необходимая предпосылка творения феноменальных миров. Аналогом этому 
являются эксперименты и теории современных физиков по поводу материи и 
антиматерии. Ныне полагают, что в самые первые моменты существования вселенной 
частицы и античастицы были представлены в равном количестве.
   Выше мы говорили о том, что один из "мотивов" творения - это, возможно, 
"необходимость" для творческого принципа познать себя, чтобы "Бог мог увидеть 
Бога" или "Лицо могло узреть Лицо". Коль скоро божественное творит, желая 
исследовать свой внутренний потенциал, то неполное выражение этого потенциала 
означало бы неполноту самопознания. А коль скоро Абсолютное Сознание еще и 
абсолютный Художник, Экспериментатор и Исследователь, оно скомпрометирует 
богатство творчества, если опустит некоторые важные варианты. Художники не 
ограничивают себя только красивыми, этическими и вдохновляющими темами. Они 
изображают любые стороны жизни, где присутствуют интересные образы и 
интригующие истории.
   Существование теневой стороны творения усиливает его светлые аспекты, 
обеспечивая контраст и придавая вселенской драме необычайное богатство и 
глубину. Конфликт между добром и злом во всех сферах и на всех уровнях бытия 
служит неистощимым источником множества захватывающих историй. Однажды один 
ученик спросил Рамакришну, великого индийского провидца, святого и духовного 
учителя: "Свамиджи, для чего в мире существует зло?" Немного подумав, 
Рамакришна кратко ответил: "Чтобы жить было интереснее". Такой ответ может 
показаться циничным, если взглянуть на природу и масштабы страданий в мире, 
конкретных страданий, ведь это смерть миллионов детей от голода и болезней, 
безумие войн на протяжении всей истории, несчетные жертвы пыток и 
разрушительность стихийных бедствий. Однако мысленный эксперимент может помочь 
нам встать на другую позицию.
   Давайте на миг представим себе, что мы можем устранить из миропорядка все, 
что обычно считается дурным или злым, - все элементы, которые, как нам кажется, 
не должны быть частью жизни. Поначалу может создаться впечатление, что тем 
самым мы сотворим идеальный мир - подлинный рай на земле. Однако далее мы 
замечаем, что ситуация гораздо сложнее. Допустим, мы начинаем с уничтожения 
болезней, которые, несомненно, принадлежат темной стороне жизни, и представляем 
себе, что их никогда не существовало. Вскоре мы обнаружим, что это вовсе не 
изолированное вмешательство, которое искореняет только один выбранный нами 
аспект мирового зла, оно глубочайшим образом воздействует на многие позитивные 
аспекты жизни и творения, нами высоко ценимые. 
   Вместе с болезнями мы уничтожаем всю историю медицины - медицинские 
исследования и полученные таким образом знания, открытие причин опасных 
болезней, а также замечательные средства для их лечения, такие, как витамины, 
антибиотики и гормоны. Нет больше чудес современной медицины - операций, 
спасающих людям жизнь, трансплантаций органов и генной инженерии. Мы теряем 
всех первооткрывателей этой науки - Вирхова, Земмельвайса, Пастера, - героев, 
посвятивших всю жизнь страстному поиску решения проблем медицины. Нет нужды в 
любви и сострадании всех тех, кто заботится о больных, начиная от врачей и 
медсестер и кончая множеством добросердечных людей. Мы теряем мать Терезу 
вместе с ее заслугами, за которые ей была присуждена Нобелевская премия, теряем 
шаманов и туземных знахарей с их красочными ритуалами и знанием целебных трав, 
чудеса Лурда и филиппинских хилеров!
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-