|
Один из важнейших вопросов, который постоянно возникает в холотропных
состояниях сознания во множестве различных форм и на различных уровнях, - это
вопрос этики. Когда наши внутренние переживания сосредоточены на биографических
моментах, этические проблемы обычно выражаются в форме настоятельной
необходимости пересмотреть всю нашу жизнь, начиная с детства, и оценить ее с
нравственной точки зрения. Как правило, они связаны с проблемами представления
о самом себе и самооценки. Пересматривая историю нашей жизни, мы порой
испытываем острую потребность проверить, соответствуют ли наша личность и
поведение моральным стандартам, будь то наши собственные, укоренившиеся в нашей
семье или в обществе. Обычно критерии здесь весьма относительны и имеют свои
особенности, поскольку в них непременно присутствует сильный личный, семейный и
культурный уклон. Мы, в сущности, судим о нашем поведении в терминах ценностей,
которые навязаны нам извне.
Существует и другая форма суждения, когда мы оцениваем наш характер и
поведение не на основе устоявшихся каждодневных критериев, а с позиций
вселенского закона и космического порядка. Такие переживания бывают в различных
холотропных состояниях, но особенно часто - в присмертных ситуациях, как часть
обзора жизни. Многие люди, побывавшие на грани смерти, рассказывают о своих
встречах со Светоносным Существом и о том, как в его присутствии подвергали
свою жизнь беспощадному пересмотру. Эта сильная тенденция человеческой психики
к моральной самооценке отражена в эсхатологических мифологиях многих культур -
в сценах божественного суда.
По мере углубления процесса самоисследования мы можем обнаружить в себе
прежде не осознанные и в высшей степени сомнительные эмоции и импульсы, т. е.
темные и разрушительные аспекты бессознательного нашей психики, которые К.Г.
Юнг называл Тенью. Такое открытие способно напугать нас и встревожить.
Некоторые из этих темных элементов представляют собой наши реакции на
неприятные аспекты нашей истории, в частности на травмы младенчества и детства.
Кроме того, мощный разрушительный потенциал, по всей видимости, связан с
перинатальным уровнем нашей психики, с той сферой бессознательного, которая
сформирована травмой рождения. Долгие часы мучительных и угрожающих жизни
переживаний, связанные с прохождением через родовой канал, вызывают у плода
естественную реакцию ярости. В результате образуется хранилище агрессивных
наклонностей, которые мы будем носить в нашем бессознательном до конца жизни,
если, конечно, не предпримем специальных усилий, чтобы увидеть их воочию и
преобразовать в некую разновидность эмпирического самопознания.
С позиции этих открытий становится ясно, что грозные двойники в таких
литературных произведениях, как "Странная история доктора Джекила и мистера
Хайда" Р.Л. Стивенсона, "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда или "Вильям
Вильсон" Эдгара По, представляют собой не вымышленных литературных персонажей,
но теневые аспекты средней человеческой личности. Люди, сумевшие заглянуть в
глубину своей психики, часто рассказывают, что обнаруживали в себе
разрушительный потенциал, вполне сопоставимый с разрушительным потенциалом
Чингисхана, Гитлера или Сталина. Ввиду столь потрясающих прозрений люди
обыкновенно испытывают мучительные опасения по поводу собственной природы и
лишь с великим трудом принимают ее.
Когда эмпирическое самоисследование перемещается на трансперсональный
уровень, как правило, возникают серьезные этические вопросы касательно
человечества в целом, т. е. всего вида homo sapiens. Трансперсональные
переживания часто отражают яркие исторические события, а иногда представляют
даже панораму всей истории. Из них становится ясно, что в человеческой жизни
необузданное насилие и ненасытная алчность всегда были чрезвычайно мощными
движущими силами. Отсюда вытекает вопрос о человеческой природе и соотношении
добра и зла в homo sapiens.
Неужели люди по сути своей всего лишь "безволосые обезьяны", и насилие
вплетено в структуру человеческого мозга? Как нам объяснить тот аспект
человеческого поведения, который психоаналитик Эрих Фромм (Erich Fromm 1973)
назвал "пагубной агрессивностью" - порочностью и разрушительностью, которым нет
равных в царстве животных? Как объяснить бессмысленное кровопролитие в
несчетных войнах, массовые убийства эпохи инквизиции, массовое уничтожение
евреев фашистами, сталинский ГУЛАГ, резню в Югославии и Руанде? Что и говорить,
трудно найти аналог такому поведению в мире животных!
Текущий глобальный кризис являет нам не слишком воодушевляющий и
обнадеживающий образ современного человечества. Постоянно растет насилие -
войны, бунты, терроризм, пытки и преступления, - а мощь современного оружия
достигла апокалиптических масштабов. Миллионы людей по всему миру живут в
нищете и голоде или умирают от болезней, которые излечиваются легко и без
особых затрат, и в то же время миллиарды долларов тратятся на безумие гонки
вооружений. Страшный суд вполне может стать реальностью - люди сами придумали
не один способ погубить себя как вид, а заодно и всю жизнь на планете.
Поскольку же все мы склонны считать homo sapiens венцом природной эволюции, не
содержит ли в себе не только человечество, но и сам феномен жизни некий
принципиальный изъян? В холотропных состояниях эти вопросы встают с мучительной
требовательностью и яркостью.
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ КРИТЕРИЕВ ДОБРА И ЗЛА
Эти прозрения, касающиеся этических предметов, а также ответы на различные
моральные вопросы обычно приходят, когда процесс углубленного самоисследования
|
|