Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
боятся и отвергают, и проявляли почти детскую жажду любви и понимания.
   
   Эти переживания свидетельствуют о существовании множества измерений 
реальности, которые не являются частью феноменального мира нашей повседневной 
жизни. Они представляют собой иные типы и уровни эмпирических реальностей и, 
если провести аналогию с миром современной электроники, иные "космические 
каналы". Обычно мы принимаем материальный мир со всеми его чудесами и 
сложностями как нечто само собой разумеющееся и отвергаем возможность 
существования других сфер реальности. Однако если вдуматься, то сама по себе 
тайна бытия (тот факт, что вообще что-то существует и что возможно переживать 
любые миры) является настолько громадной и ошеломляющей, что вопрос о специфике 
природы и содержания этих миров начинает звучит попросту банально.
   Любование красотой тихоокеанского заката, Большим каньоном или панорамой 
Манхэттена в широком смысле не менее чудесно, чем встреча с небесами Шивы или 
египетским царством мертвых. Если мы принимаем существование высшего принципа, 
или начала, имеющего в своем распоряжении технологию сознания и способного 
порождать переживания, то представляется вполне возможным, что этот принцип 
может творить реальности со множеством различных характеристик. Здесь можно 
провести параллель с задачей съемочной группы, используя существующую 
технологию, выпускать фильмы или программы на темы не из повседневной жизни, а 
из мифологии.
   
   МИСТЕРИЯ ВСЕЛЕННОЙ
   
   Поскольку индуистские философы говорят о космическом процессе как о пиле, 
или божественной игре, то, пожалуй, уместно проиллюстрировать холотропные 
прозрения относительно природы реальности, используя аналогию с кинофильмом, 
который является современной технической версией магического представления. 
Намерение режиссеров состоит в создании приемлемого факсимиле, "правдоподобной" 
версии материальной реальности. Для достижения этой цели они применяют все 
доступные средства. Обычно зрителю очень легко вообразить, что сцены, 
разворачивающиеся на экране, представляют собой реальные события в материальном 
мире. В некоторых случаях фильм оказывает на зрителей такое сильное воздействие,
 что эмоционально они воспринимают его как реальность. Это происходит вопреки 
тому, что умом они сознают, что все ими наблюдаемое - просто игра 
электромагнитных волн различной частоты внутри единого неделимого светового 
поля.
   В холотропных состояниях сознания мы, к собственному удивлению, можем 
обнаружить, что то же самое применимо к нашему переживанию повседневной 
реальности. Все, что кажется нам миром плотных объектов, - всего лишь игра 
вибраций, в сущности пустых. Естественно, мы переживаем мир более полно и 
богато, нежели кино, поскольку переживание мира включает ряд таких измерений, 
которые современная киноиндустрия передать не может, например тактильные 
ощущения, запахи и вкусы. Олдос Хаксли в своем знаменитом научно-фантастическом 
романе "О дивный новый мир" описал особый вид развлечений будущего - 
"чувствотеки", где этот недостаток преодолен, так как к визуальному и 
акустическому переживанию зрителей добавлены и эти ощущения. А современные 
исследователи в области виртуальной реальности уже экспериментируют со 
специальными перчатками, которые обогатят переживание визуальных и акустических 
электронных миров тактильными ощущениями.
   Я уже описывал переживание "имманентного божественного", когда материальный 
мир воспринимается как динамическая игра космической энергии творения. Это 
переживание раскрывает и неделимое единство, лежащее в основе мира разделения. 
Оно показывает, что все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, суть не 
дискретные единицы и твердые объекты, а составные аспекты единого 
энергетического поля. Каким бы абсурдным этот вывод ни казался недалекому 
реалисту, он полностью согласуется с данными современной физики. Они указывают, 
что все обычно воспринимаемое нами как плотная материя - в сущности пустота. 
Таким образом, наука XX века подтвердила ошеломительное заявление индусских 
мудрецов о том, что наше восприятие мира как состоящего из плотных материальных 
объектов является иллюзией (майей). 
   Давайте теперь продолжим аналогию между постановкой фильмов и творением 
материальной реальности несколько дальше. Когда мы просто смотрим фильм, мы не 
можем полностью понять процесс, в который вовлечены, поскольку ряд важных для 
нас ответов на вопросы о том, что происходит, найти на экране невозможно. То, 
что мы видим в кино, как таковое не имеет независимого существования и смысла. 
Кинофильм - это продукт очень сложного процесса, и его существенные стадии 
остаются за рамками нашего непосредственного переживания при просмотре. Чтобы 
по-настоящему понять наблюдаемые события, нам следовало бы заменить наивное 
зрительское переживание систематическим углубленным анализом процесса их 
создания.
   Во-первых, нам следовало бы отвлечься от экрана, обернуться и обнаружить 
прибор, который воспроизводит наблюдаемые нами иллюзии. Мы бы заметили, что 
главным его компонентом является мощный источник света, проецирующий 
изображение на экран. При ближайшем рассмотрении мы бы обнаружили и 
целлулоидную пленку, которая определяет видимые нами формы и краски. Эта 
ситуация разительно схожа со знаменитой притчей о пещере, которую Платон 
использовал в своем диалоге "Государство" для описания иллюзорной природы 
материального мира.
   В этом диалоге Платон уподобляет человеческое бытие ситуации, в которой 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-