|
некая группа людей оказывается заключенной в подземной пещере. Они жестко
прикованы к земле и могут видеть только то, что находится прямо перед ними.
Позади этих узников пылает яркий огонь и находится низкая стенка, над которой
кукольники показывают марионеток - людей и животных, а также различную утварь.
Узники погружены в созерцание теней на стене - единственного аспекта всей
ситуации, какой они способны воспринимать. Зачарованные тенями, они совершенно
не осознают истинной природы ситуации.
В платоновской притче объекты нашего материального мира уподоблены теням на
стене пещеры, в то время как истинная природа реальности остается от нас
сокрыта. Платон также делает допущение, что узники пещеры верят в то, что
отголоски звуков, идущие сзади, действительно производятся тенями. В нашем
примере с кинофильмом мы можем аналогичным образом не только установить
источник изображений, но и открыть происхождение звуков, выявив, что они
воспроизводятся с магнитной ленты.
Продолжив наше исследование, мы при более подробном изучении процесса
проецирования обнаружим, что воспринимаемые нами плавные и непрерывные движения
фактически состоят из быстрых последовательностей мелькающих дискретных
изображений. Здесь снова напрашиваются параллели с прозрениями необычных
состояний сознания относительно природы реальности. Я неоднократно слышал об
этом от людей, прошедших через различные формы холотропных переживаний. Такие
же прозрения можно найти в традиционных духовных источниках. Например, согласно
учению тибетского буддизма, реальность в корне лишена непрерывности. Мир то
появляется, то исчезает, подобно вспышкам света. В один миг он растворяется, в
другой - воссоздается вновь. Аналогично этому наша жизнь от рождения до смерти
не есть непрерывное существование: мы все время умираем и рождаемся.
Современная научно обоснованная версия этой концепции содержится в философии
Альфреда Норта Уайтхеда (Whitehead 1929).
Следующий шаг в нашем углубленном исследовании переживания кинофильма вообще
уведет нас за пределы кинотеатра. Мы обнаружим, что фильм возник как идея в
чьем-то мозгу и что все процессы, необходимые, чтобы сделать эту картину, были
мотивированы намерением конкретизировать эту идею в сценарии и преобразовать ее
в убедительное, яркое переживание. Реальность, изображенная в фильме, сама по
себе не имеет независимого существования. Если вычленить ее из этого широкого
контекста, то полностью понять ее станет невозможно. Конечной причиной
существования кинофильма является намерение создать особое переживание.
Согласно прозрениям, открывшимся в холотропных состояниях, то же самое
справедливо относительно нашего переживания материального мира.
Наивный человек, например ребенок или абориген из доиндустриальной культуры,
который никогда не сталкивался с современной технологией, может ошибочно
принять хороший фильм за реальность. В будущем топографические фильмы с
голофоническим звуком, голографическое телевидение и особенно продвинутая
технология "виртуальной реальности" сделают это различение еще более трудным.
Однако и в настоящее время идея, что космос есть что-то вроде "виртуальной
реальности", создаваемой высшим разумом, не кажется столь притянутой за уши,
как могло бы показаться сто или даже пятьдесят лет назад.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ПУТИ ВОССОЕДИНЕНИЯ С КОСМИЧЕСКИМ ИСТОКОМ
Теперь я возвращаюсь назад... к Целому, частью которого являюсь... Какое
счастье - вернуться! Да, теперь я, наконец, знаю, кто я такой, кем был с самого
начала и кем останусь всегда... Я - часть Целого, мятущаяся, жаждущая вернуться,
но живущая, ищущая выражения в действии, творении, созидании, даянии, росте,
больше оставляющая, чем берущая, а превыше всего жаждущая принести Целому дары
любви... и в этом парадокс полного единства и одновременно существования части.
Я познал Целое... Я - Целое... и, даже существуя как часть, являю собой всю
полноту....
Роберт Монро. "Великое странствие"
Каждый, кто отделился от истока, жаждет вернуться к состоянию единства.
Руми
ИНВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ
В результате процесса творения, описанного в предыдущем разделе, на
различных уровнях реальности образуется невероятно богатое разнообразие
сущностей: сначала неделимое Абсолютное Сознание, далее пантеоны архетипических
существ, а затем несчетное множество индивидуальных единиц, составляющих мир
материи. Этот процесс последовательных разделений и все большего отчуждения от
истока представляет собой лишь одну сторону космического цикла. Прозрения,
посещающие нас в холотропных состояниях, снова и снова открывают нам другую
сторону этого процесса, а именно события в сознании, отражающие движение в
противоположном направлении - от миров многожертвенности и разделения к
исчезновению границ и слиянию в большие целые.
Для краткости я буду называть нисходящую часть космического процесса
творения ("инволюцию сознания") хилотропной или ориентированной на мир материи
(греч. hyle - "материя", trepein - "двигаться в направлении чего-либо"), а
восходящий аспект космического творения, отражающий возврат к изначальному
неделимому единству ("эволюция сознания"), - холотропным или движущимся в
|
|