|
как "Бога, играющего в прятки с самим собой".
Кроме вышеприведенных образов для иллюстрации характера космического
процесса нередко используют полный цикл круговорота воды в природе. В
зависимости от погоды можно наблюдать удивительную и загадочную игру волн в
океане, подобную юре процессов, происходящих во всей Вселенной. Океанская вода
испаряется, образуя облака, которым присуща своя богатая динамика, как
внутренняя, так и внешняя. Вода в облаках конденсируется и возвращается на
землю в виде дождя, града или снега. Это начало пути к воссоединению. Снег и
град тают, капли воды сливаются в струйки, которые затем образуют ручьи, потоки
и большие реки. После многократных слияний вся эта вода достигает океана и
воссоединяется со своим изначальным истоком.
МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ: ЧТО ВВЕРХУ, ТО И ВНИЗУ
Еще одна сфера повседневной жизни, обеспечивающая нас удачными образами для
иллюстрации процесса творения, - это биология, и в частности связь между
клетками, тканями, органами и организмом в целом, с одной стороны, и
организмами, видами и экосистемами - с другой. Этот пример демонстрирует, как в
процессе творения различные единицы сознания могут одновременно быть и
независимыми индивидами, и частями более крупных "целых", и в конечном итоге
частями всего мироздания.
Клетки суть структурно разделенные, но функционально объединенные в ткани и
органы единицы. В свою очередь, ткани и органы являют собой отдельные формы все
более высокого порядка, но при этом они выполняют важную роль как части
целостного организма. Оплодотворенное яйцо в определенном смысле содержит целый
организм, а эмбриологическое развитие раскрывает его внутренний потенциал.
Точно так же дуб можно рассматривать как желудь, раскрывший свой потенциал.
Можно проследить этот процесс в противоположном направлении и заглянуть в
микромир. Клетки содержат органеллы, состоящие из молекул, которые образованы
из атомов. Атомы распадаются на субатомные частицы, а те, в свою очередь, - на
кварки, считающиеся в наше время самыми малыми составляющими материи. Ни в
одном из вышеприведенных примеров части не могут рассматриваться как отдельные
сущности, независимые от системы, которую они составляют. Они имеют смысл
только в контексте более крупных "целых", а в конечном итоге - как части всей
полноты творения.
Человеческое тело развивается из одиночного недифференцированного источника
-оплодотворенной яйцеклетки, проходящей сложную последовательность делений, в
результате которых образуется огромное многообразие клеток, составляющих
различные органы. Сформировавшееся человеческое тело имеет иерархическое
строение, где каждая часть также является сложным целым. Функциональное
единство органов тела обеспечивается сложной системой нервных и биохимических
регуляторов, которая выходит за пределы анатомических границ всех уровней.
Вдобавок каждая клетка несет в себе набор хромосом, содержащих генетическую
информацию о целом организме. Генная инженерия - наука, находящаяся еще в
начале своего пути, - уже сумела создать из ядра единственной клетки так
называемый клон - точную копию родительского организма. Поскольку каждая часть
тела содержит информацию обо всем теле, то здесь вполне уместно сравнение с
космическим процессом творения, рассмотренным нами ранее.
В мировоззрении тантризма связь между космосом и человеческим организмом не
просто метафора или средство, помогающее понять основные идеи. Древние
тантрические тексты утверждают, что человеческое тело в буквальном смысле
является микрокосмом, отражающим и содержащим в себе весь макрокосм. Если бы
человек смог тщательно изучить свое тело и психику, он обрел бы знание всех
феноменальных миров (Мооkerjee аnd Кhаnnа 1977). Графически это представлено в
Пуруша-янтре - образе Космического Человека. В его фигуре материальный мир, в
котором мы живем, располагается в области живота, верхняя часть тела и голова
представляют различные небесные сферы, а область таза и ноги - преисподние.
Будда описывал связь между телом и Вселенной следующими словами: "Истинно
говорю вам, что это человеческое тело заключает в себе весь мир, и его
возникновение, и его исчезновение". В каббале десять Сефирот, архетипических
принципов, представляющих различные стадии божественной эманации,
рассматриваются как божественное тело Адама Кадмона, с головой, руками, ногами
и половыми органами. Человеческое тело есть миниатюрная копия этой первичной
формы. Аналогичные концепции можно найти в гностицизме, в герметической
традиции и в других эзотерических системах.
Эта глубокая связь между отдельным человеческим организмом и космосом, о
которой говорится в различных эзотерических традициях, выражена в знаменитых
формулировках: "что наверху, то и внизу" или "что снаружи, то и внутри".
Наблюдения, полученные в результате современных исследований сознания, пролили
новый свет на это древнее мистическое представление, совершенно абсурдное с
точки зрения материалистической науки. Трансперсональная психология обнаружила,
что в холотропных состояниях возможно эмпирическое отождествление почти с любым
аспектом физической реальности, прошлым и настоящим, равно как и с различными
аспектами других измерений бытия. Тем самым она подтвердила, что в психике
каждого из нас таинственным образом закодирован весь космос и в процессе
углубленного систематического самоисследования любой из нас может получить к
нему доступ.
Обсуждение иерархического порядка во всей Вселенной можно опять-таки
продолжить за пределы индивидуальных организмов, поскольку каждая живая форма
|
|