Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
образует часть более крупной группы или системы. Животные формируют колонии, 
стаи, косяки и стада и принадлежат к семействам и видам. Отдельные люди суть 
части семьи, клана, племени, культуры, нации, расы и т. д. Живые организмы - 
растения, животные и люди - принадлежат к различным экосистемам, развившимся 
внутри биосферы нашей планеты. В сложной динамической структуре Вселенной 
каждая составная часть является как отдельной единицей, так и частью большего 
целого. Таким образом, здесь имеет место диалектическое объединение отдельной 
индивидуальности и ее участия в более расширенном контексте.
   
   ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
   
   Новая связь между целым и его частями, которую открыла современная наука, 
была исследована и детально описана британским писателем и философом Артуром 
Кестлером. Для отражения того, что во Вселенной все одновременно является как 
целым, так и частью, Кестлер в своей книге "Янус", озаглавленной по имени 
двуликого римского бога, вводит термин hоlon. Корень этого слова, hol - 
указывает на полноту и целостность (от греч. holos - "целое"), а суффикс оn, 
как правило используемый в названиях элементарных частиц, обозначает часть, или 
составляющую. Переходя с одного уровня иерархической структуры на другой, 
холоны, подобно Янусу, проявляют свое двуличие и могут рассматриваться либо как 
целое, либо как части, в зависимости от того, откуда на них смотрят - "сверху" 
или "снизу". (Коеstler 1978). Дальнейшее творческое развитие понятия холопов 
предпринял недавно Кен Уилбер (Ken WilЬег 1995).
   Холоны могут объединяться в довольно крупные агломераты. Например, бактерии 
могут образовывать культуру, а звезды - собираться в галактику. Это социальные 
холоны, состоящие из элементов одного порядка. Холоны могут также создавать 
новые холоны - высшего порядка. Например, атомы водорода и кислорода могут 
объединяться в молекулы воды, макромолекулы - образовывать клетки, а клетки - 
организовываться в многоклеточные организмы. Это примеры холонов все более 
высокого порядка. С точки зрения нашего обсуждения важно, что в холотропных 
состояниях все индивидуальные, а также социальные холоны имеют соответствующие 
субъективные состояния. Эти состояния дают нам возможность достоверно и 
убедительно пережить отождествление с любыми аспектами бытия, которые мы, 
находясь в обычном состоянии сознания, переживаем как нечто отдельное от нас.
   Таким образом, мы способны переживать отождествление с атомом, молекулой или 
особыми клетками тела либо как с отдельными единицами, либо как с 
представляющими множество. Мы можем не только переживать отождествление с 
другими отдельными личностями, но также эмпирически отождествляться с целой 
группой людей, например со всеми матерями, солдатами или христианами мира. Мы 
можем представить себе как одного волка, так и целую стаю и наблюдать их как 
объекты. Кроме того, при эмпирическом отождествлении мы можем переживать себя 
отдельным волком, а также эмпирически отождествляться с сознанием целой волчьей 
стаи или даже целого вида.
   Некоторые люди, пережившие холотропные состояния, рассказывали о своем опыте 
отождествления с сознанием экосистемы, со всей полнотой Жизни как космического 
явления или со всей планетой. В трансперсональных состояниях все аспекты бытия, 
как они проявляются на различных уровнях и в различных сферах реальности, при 
определенных обстоятельствах могут стать потенциально доступными для 
осознанного переживания. Это очень важное наблюдение, во многом помогающее 
понять Вселенную и бытие как божественную игру Абсолютного Сознания.
   Нижеследующий отчет - фрагмент сеанса, проведенного с Кэтлин, которая 
участвовала в программе психоделического тренинга для специалистов в 
Мэрилендском центре психиатрических исследований. Это пример трансперсонального 
переживания, охватывающего всю жизнь и отражающего борьбу за выживание на нашей 
планете. Итогом его стало чувство глубокого сострадания ко всему живому и 
повышенное осознание экологических проблем. 
   
   Мне казалось, что я на очень глубоком уровне соединилась со всей жизнью на 
планете. Сперва я прошла длинный ряд отождествлений с животными разных видов, 
но мало-помалу это переживание становилось все более всеохватным. Моя личность 
распространялась в пространстве не только по горизонтали, включая в себя все 
формы жизни, но и по вертикали, во времени. Я стала дарвиновским эволюционным 
древом со всеми его ответвлениями. И сколь бы невероятным это ни казалось, но я 
являла собой всю полноту жизни! Я ощущала космическое качество энергий и 
переживаний, присущих всем формам жизни, бесконечное любопытство и желание 
экспериментировать, а также стремление к самовыражению и самосохранению, 
действующее на различных уровнях. Я осознала, что мы сделали с жизнью и землей, 
развивая и совершенствуя технику. А поскольку техника тоже продукт жизни, 
передо мной встал насущный вопрос: сохранится ли жизнь на нашей планете?
   Что такое жизнь - жизнеспособный и созидательный феномен или злокачественный 
нарост на лике Земли, содержащий в своей основе какой-то роковой изъян и 
обрекающий себя на уничтожение? Возможно ли, что некая фундаментальная ошибка 
была допущена в самом проекте эволюции органических форм? Могут ли творцы 
Вселенных допускать ошибки, как люди? В тот миг эта мысль казалась мне 
правдоподобной и очень пугала меня. Ведь прежде ничего подобного мне в голову 
не приходило!
   
   Некоторое время Кэтлин билась над вопросом, возможно ли, что бы творческое 
начало допустило грубую ошибку в осуществлении творения и не полностью 
контролировало этот процесс? В конце концов она пришла к выводу, что, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-