|
индивидуальность, есть также неотъемлемая часть океана. Различение волн от
океана подобно игре, иллюзорно и неполно. Внезапный ветер может создать волны
на океанской глади, но, как только ветер стихает, эти волны возвращаются к
своей изначальной тождественности с океаном.
На этой описанной мною стадии источник творения порождает образы, отличные
от самого себя, однако данные образы сохраняют связь с истоком и осознают
сущностную с ним тождественность. Подлинное творение требует, чтобы его
продукты отделились от порождающей матрицы и были четко различимы. В истинном
смысле это начинается, только когда связь с истоком прерывается и образуется
отдельная сущность. Сперва это может произойти лишь на мгновение, и здесь
наиболее подходящий метафорический образ - это волна, разбрызгиваемая ветром
или разбивающаяся о берег. Когда единое тело волны разбивается на тысячи мелких
брызг, эти летящие в воздухе брызги на миг обретают отдельную сущность
независимое существование. Данная ситуация длится очень короткое время - пока
все брызги не упадут снова в океан и не воссоединятся с ним.
В следующей фазе это отделение становится намного более определенным:
расколотые единицы сознания обретают индивидуальное существование и
независимость на значительный период. Это начало дробления, начало создания
"космического экрана", или космической диссоциации и забвения. Изначальное
единство с истоком временно утрачивается, и божественная сущность забывается.
Метафорической параллелью этой ситуации могла бы служить вода, оставшаяся после
отлива в углублениях скалистого берега. Вода в луже надолго отделяется от
материнских вод, однако во время следующего прилива единство восстанавливается,
и отделенная масса воды возвращается к своему истоку.
Развитие процесса индивидуализации приводит к положению, в котором
разделение становится завершенным, убедительным и как будто бы перманентным.
Происходит радикальная метаморфоза, и отколовшиеся единицы сознания обретают
новое тождество, полностью отличное от прежнего. Изначальное единство
затуманивается и перестает быть явным, однако полностью не утрачивается. Эта
стадия творения может быть уподоблена массе воды, которая испарилась из океана
и сформировалась в облако. Прежде чем стать облаком, вода подверглась глубокому
преобразованию. Теперь у этой новой сущности есть особая характерная форма и
своя собственная жизнь. Однако мелкие водяные капельки, образующие облако,
выдают, каков источник и происхождение данного нового явления. Они легко
конденсируются и в виде дождя начинают свой путь к возобновлению единства с
океаном.
В заключительной фазе этого процесса разделение завершается, и связь с
истоком представляется полностью утраченной. Здесь происходит полное, коренное
преобразование, в результате которого изначальная сущность забывается, а новая
единица выкристаллизовывается в отчетливую, весьма сложную форму и твердеет. В
то же время процесс многократного деления зашел так далеко, что сознание
сотворенной единицы представляет собой лишь бесконечно малую часть изначального
целого. Хороший пример этой стадии - снежинка, выкристаллизовавшаяся в облаке
из воды, которая испарилась из океана. Снежинка представляет собой лишь
бесконечно малую часть водной массы океана и обладает весьма специфичной формой
и структурой. Удивительное многообразие форм снежинок хорошо иллюстрирует
богатство творения, характеризующее феноменальный мир. Снежинка несет очень
малое сходство со своим источником, и, для того чтобы она могла воссоединиться
с ним, ее структура должна подвергнуться коренным изменениям и утратить
независимое существование.
Мы могли бы пойти еще дальше и представить себе кусок льда. Здесь вода
подверглась настолько принципиальным изменениям и настолько отличается от своей
первоначальной формы, что если бы мы не имели интеллектуального знания о
процессе замерзания и его последствиях, то не смогли бы распознать в этом куске
льда воду. Ведь в противоположность воде лед плотен, прочен, тверд и жесток.
Подобно снежинке, возвращающейся к своему первоначальному водному состоянию,
лед должен пройти полную аннигиляцию и утратить все, что составляет его
сущностные характеристики.
Аналогичные образы, уподобляющие различные аспекты творения воде, можно
найти в мистической литературе всех веков. Вот как описывает Божественное Руми:
"Это Океан Единства, где нет ни супруга, ни супруги. Его жемчужины и его рыбы -
не что иное, как его волны". <...> "Дух поистине и всегда один, но проявления
его на различных планах творения различны. Подобно тому как лед, вода и пар не
три разные вещи, но всего лишь три формы одного и того же, Дух один, но его
форм множество. В виде тончайшей сущности он пребывает в высочайших
запредельных сферах, но по мере нисхождения к более грубым сферам выражается в
менее тонких формах".
В предельной ситуации исток не только утрачивается и предается забвению, но
отрицается даже само его существование. Для этой стадии творения весьма трудно
подобрать образ, связанный с круговоротом воды в природе. Здесь наилучший
пример - ситуация атеиста. Вот как один из моих пациентов увидел в холотропном
состоянии дилемму атеиста:
Атеист представляет собой крайнее выражение космического юмора. Он -
отщепленная единица божественного сознания, посвятившая свое бренное
существование трагикомической борьбе за явно недостижимую цель. Он решительно
пытается доказать, что как Вселенная, так и он сам - всего лишь случайные
материальные образования и что творец не существует. Атеист полностью забыл о
своем божественном происхождении, не верит в существование Бога и даже способен
неистово и яростно нападать на всех верующих. Шри Ауробиндо описывал атеиста
|
|