Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф - КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
сравнима с калейдоскопом или игрой в шахматы. Изобретатель калейдоскопа явно 
сознавал, что в результате вращения трубки, содержащей расположенные особым 
образом зеркала и кусочки цветного стекла, получатся красивые меняющиеся 
изображения. Однако он скорее всего не предвидел всех комбинаций, которые могут 
возникнуть в процессе использования этого прибора.
   Точно так же изобретатель шахмат мог знать общий потенциал игры, где фигуры, 
согласно своим назначенным ролям, должны передвигаться по доске с шестьюдесятью 
четырьмя черными и белыми клетками. Однако что касается конкретных игровых 
ситуаций, то здесь, вне всякого сомнения, невозможно предвидеть все несметное 
число вариантов. Разумеется, сложность творения бесконечно грандиознее, чем 
калейдоскоп или игра в шахматы. И хотя интеллект Космического Сознания безмерен,
 вполне допустимо, что космическая драма может выйти из-под его контроля и 
развернуться самым неожиданным образом.
   Это тесно связано с вопросом о нашей роли в космической драме. Если 
вселенский сценарий написан Божественным Разумом во всех подробностях, то он не 
оставляет нам, индивидам, возможности активного творческого участия. Все, что 
мы можем сделать, - это пробудиться к пониманию того факта, что в прошлом наша 
жизнь была ненастоящей, ибо мы неправильно представляли себе основополагающие 
аспекты бытия и нашу собственную природу. Однако, если определенные аспекты 
развития непредсказуемы даже для Божественного, различные нежелательные 
тенденции, например текущий глобальный кризис, могут потребовать нашего 
вмешательства. В таком случае мы могли бы поистине стать для Абсолютного 
Сознания в его божественной игре активными участниками и ценными партнерами.
   Некоторые люди, пережившие прозрения относительно "побуждений" к творению, 
подчеркивают также его эстетическую сторону. В повседневной жизни нас зачастую 
восхищает не только красота человеческих творений - произведений искусства и 
архитектурных памятников, - но и красота, присущая Вселенной и природе. В 
холотропных состояниях способность оценить эстетическую сторону различных 
аспектов бытия намного возрастает. Говоря словами Уильяма Блейка, когда "двери 
восприятия очищены", трудно не заметить удивительной красоты творения. С этой 
позиции Вселенная, в которой мы живем, а также все эмпирические реальности в 
других измерениях также видятся совершеннейшими произведениями искусства, а 
побуждение творить их можно уподобить вдохновению и творческому энтузиазму 
величайшего художника.
   
   БОЖЕСТВЕННАЯ ТОСКА 
   
   Как я упоминал ранее, в прозрениях относительно сил, лежащих в основе 
творения, иногда открываются "мотивы", отличные от описанных выше и, казалось 
бы, им противоречащие. Они отражают не щедрое изобилие, богатство, полную 
самодостаточность и мастерство космического творческого начала, а определенное 
чувство недостаточности, нужды или потребности. Например, можно обнаружить, что 
Абсолютное Сознание, несмотря на безграничность и совершенство своего состояния 
бытия, чувствует свое одиночество. Это Одиночество находит выражение в 
беспредельной жажде партнерства, общения и соучастия - своего рода Божественной 
Тоске. Самая мощная сила, стоящая за творением, описывается тогда как 
потребность творческого начала в даянии и получении Любви.
   Порой рассказывают и еще об одном важном измерении процесса творения - об 
изначальном стремлении божественного истока к переживанию осязаемого 
материального мира. Согласно этим прозрениям, Дух испытывает глубочайшее 
желание пережить то, что противоположно и полярно его природе. Он хочет 
исследовать все качества, которыми не обладает в своем изначальном состоянии, и 
стать всем тем, чем не является. Вечный, бесконечный, неограниченный и 
бесплотный, он тоскует по эфемерному, бренному, ограниченному пространством и 
временем, плотному и материальному. Эта динамическая связь между духом и 
материей отражена в ацтекской мифологии как напряженность между двумя 
божествами - Тескатлипокой (Дымящимся Зеркалом), символизирующим материю, и 
Кецалькоатлем (Пернатым Змеем), представляющим дух.
   Понимание активной роли сознания в процессе творения необязательно 
ограничивается религией, философией и мифологией. Как утверждают современные 
физики, акт сознательного наблюдения превращает вероятность определенных 
событий в реальность, участвуя таким образом в процессе творения материальной 
действительности. Физик Фред Алан Вулф в одной из своих лекций, посвященных 
философским и духовным аспектам квантово-релятивистской физики, упоминал об 
активной роли сознания в творении материального мира. Размышляя о механизмах, 
лежащих в основе этого процесса, он высказал предположение, что окончательной 
причиной сотворения материального мира могла быть склонность сознания и духа к 
переживанию материи. По всей видимости, в повседневной жизни именно стремление 
духа к материи является глубочайшим корнем всех человеческих привязанностей и 
склонностей.
   Еще один "мотив" творения, о котором в данном случае упоминают, - это 
элемент Однообразия. Насколько безмерным и фантастичным представляется человеку 
переживание божественного, настолько для самого божественному оно всегда 
одинаково и однообразно. В этом случае творение можно рассматривать как 
титаническое усилие, выражающее трансцендентную тоску по изменению, действию, 
движению, драме и удивлению. Бесчисленные эмпирические реальности в различных 
измерениях и на различных уровнях предоставляют неограниченные возможности для 
божественных приключений и забав. В крайних формах творение описываются как акт,
 нацеленный на преодоление монотонности недифференцированного Абсолютного 
Сознания и даже на преодоление Космической Скуки. Это опять-таки отражено в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-