|
Это переживание не было сковано обычными категориями трехмерного
пространства и линейного времени, какие знакомы нам из повседневной жизни. Оно
содержало в неразделимом сплаве все мыслимые полярности и тем самым
превосходило дуальности любого вида. Раз за разом люди сравнивали Абсолют с
сияющим источником света невообразимой силы, одновременно подчеркивая, что этот
свет в некоторых аспектах значительно отличался от других форм света, известных
нам в материальном мире. При описании Абсолюта как света полностью утрачивается
ряд его сущностных характеристик, в частности тот факт, что он являет собой еще
и огромное и непостижимое поле сознания, наделенное бесконечным разумом и
созидательной силой.
Высший космический принцип можно переживать двояко. В одних случаях все
границы личности растворяются или разом стираются, и мы полностью сливаемся
воедино с божественным истоком, становясь неотличимыми от него. В других же
случаях мы сохраняем чувство отдельной личности, выступая в роли изумленного
наблюдателя, лицезреющего со стороны великую тайну бытия. Или подобно некоторым
мистикам мы можем испытывать экстаз восхищенного любящего, переживающего
встречу с Возлюбленным. Духовная литература всех эпох изобилует описаниями
обоих типов переживаний Божественного. Суфии говорят, что мы сливаемся с
Божественным, подобно тому как мотылек влетает в пламя и становится с ним един.
Шри Рамана Махариши, индийский святой и визионер, в одном их своих духовных
стихотворений пишет о "сахарной кукле, которая пошла к океану искупаться и
полностью в нем растворилась". В противоположность этому испанская
женщина-мистик св. Тереза Авильская, а также Руми, великий персидский поэт,
воспевавший Запредельное, называют Бога Возлюбленным. Бхакты, индийские адепты
йоги преданности, также предпочитают сохранять чувство своей отдельности от
Божественного и связи с Ним. Они не хотят становиться сахарными куклами Шри
Раманы Махариши, полностью теряющими свою индивидуальность в космическом океане.
Однажды великий индийский святой и мистик Рамакришна выразительно заявил: "Я
хочу попробовать сахар, но не хочу им становиться".
Люди, пережившие вышеописанное, знают, что они встретились с Богом. Однако
большинство из них чувствуют, что термин "Бог" не передает адекватно глубину их
переживания, так как традиционные религии и культуры исказили, упростили и
дискредитировали его. Даже такие часто используемые понятия, как Абсолютное
сознание и Вселенский разум, совершенно не способны адекватно описать огромное
потрясение от подобной встречи. Некоторые считают, что переживание Абсолюта
лучше всего выразить безмолвием. Для них вполне очевидно, что знающий молчит, а
незнающий говорит. Высший принцип может непосредственно переживаться в
холотропных состояниях сознания, но не поддается никаким попыткам описать его
или объяснить. Язык, которым мы пользуемся в повседневной жизни, просто
неадекватен данной задаче. Люди, пережившие подобный опыт, как правило,
согласны в том, что высший принцип невыразим, ибо слова и сама структура нашего
языка совершенно не годятся для его описания, особенно если пытаешься донести
это до человека, который не сталкивался ни с чем подобным.
В качестве примера таких откровений приведу рассказ Роберта,
тридцатисемилетнего психиатра, но прошу учесть вышеупомянутые оговорки.
Это переживание началось внезапно и ярко. На меня обрушился космический гром
невероятной мощи, который в один миг потряс и рассеял мою повседневную
реальность. Я совершенно потерял контакт с окружающим миром - он исчез как по
волшебству. Осознание моего каждодневного бытия, моей жизни, моего имени смутно,
точно сновидение, брезжило где-то далеко, на периферии сознания. Роберт...
Калифорния... Соединенные Штаты... планета Земля... Я усиленно пытался
напомнить себе о существовании этих реальностей, но они вдруг утратили для меня
всякий смысл. Архетипические видения божеств, демонов, мифологических сфер,
которые преобладали в моих предыдущих переживаниях, на сей раз отсутствовали.
Теперь моей единственной реальностью была исполинская масса вращающейся
энергии, которая как бы в совершенно абстрактной форме содержала все Бытие. Она
была яркой, как мириады солнц, однако же никак не сопоставима со светом,
известным мне из повседневной жизни. Казалось, я встретился с чистым сознанием,
вселенским разумом и творческой энергией, которые выходили за рамки всех
разграничений.
Это было беспредельное и предельное, божественное и демоническое, ужасающее
и благостное, созидательное и разрушительное... и еще много больше. Увиденное
не вмещалось ни в какие понятия и категории. Перед лицом такой мощи я был
неспособен сохранить ощущение себя как отдельного существа. Моя обычная
личность распалась и растворилась; я слился с Истоком воедино. Время вообще
потеряло всякий смысл.
Позднее, оглядываясь назад, я пришел к выводу, что, по всей видимости, это
было переживание дхармакайи - изначального чистого света, который, согласно
тибетской "Книге мертвых" ("Бардо тодол"), открывается в момент смерти.
Встреча Роберта с Важнейшим длилась, если смотреть на часы, примерно
двадцать минут, хотя в ходе ее время, как измерение, для него не существовало
вообще. Переживая это состояние, Роберт не имел контакта с окружающей средой и
был неспособен к вербальному общению. Затем он мало-помалу начал возвращаться к
повседневной реальности. Вот что он пишет об этом:
Казалось, прошла вечность, и вот в поле моего переживания стали возникать
конкретные, но как бы сновидческие образы и представления. Я начал ощущать, что
|
|