|
оды меняется в зависимости от степени
осознания человеком себя самого как независимого и отдельного существа.
Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства
с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от
других людей. В течение долгого времени это осознание было весьма смутным.
Индивид оставался тесно связанным с природным и социальным миром; уже сознавая
себя как отдельное существо, он в то же время чувствовал себя частью
окружающего мира. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных
связей - мы можем назвать этот процесс "индивидуализацией",- по-видимому,
достиг наивысшей стадии в Новое время, то есть от эпохи Возрождения и до наших
дней.
В истории жизни каждого индивида мы видим тот же процесс. Родившись, ребенок
уже не составляет единого целого с матерью и становится биологическим существом,
отдельным от нее. Однако, хотя такое биологическое разделение является началом
индивидуального существования человека, ребенок в течение долгого времени
сохраняет функциональное единство с матерью.
Пока и поскольку индивид, фигурально выражаясь, не порвал пуповину, связывающую
его с внешним миром, он не свободен; но эти узы дают ему ощущение
принадлежности к чему-то, как бы гарантируют ему безопасность существования за
счет корней в какой-то почве. Я предлагаю назвать эти узы, существующие до того,
как процесс индивидуализации приводит к полному обособлению индивида,
"первичными узами". Они органичны - в том смысле, что являются естественным
фактором нормального человеческого развития. Они предполагают отсутствие
индивидуальности, но дают индивиду уверенность и жизненную ориентацию. Эти узы
связывают ребенка с матерью, первобытного человека с его племенем и с природой,
а средневекового - с церковью и с его сословием. Когда достигается полная
индивидуализация, когда человек освобождается от этих первичных уз, перед ним
встает новая задача: сориентироваться и укорениться в мире, найти для себя
какие-то новые гарантии, которые просто не были нужны при его прежнем
существовании. При этом свобода приобретает другое, новое содержание. Здесь мы
должны остановиться и уточнить эти понятия, рассмотрев их более подробно в
связи с индивидуальным и общественным развитием.
Относительно быстрый переход от внутриутробного к собственному существованию,
обрыв пуповины обозначают начало независимости ребенка от тела матери. Но эту
независимость можно понимать лишь в грубом смысле разделения двух тел. В
функциональном смысле младенец остается частью тела матери. Она его кормит,
ухаживает за ним и оберегает его. Постепенно ребенок приходит к осознанию того,
что его мать и другие объекты - это нечто отдельное от него. Одним из факторов
этого процесса является психическое и общее физическое развитие ребенка, его
способность схватывать объекты - физически и умственно - и овладевать ими.
Ребенок осваивает окружающий мир через посредство собственной деятельности.
Процесс индивидуализации ускоряется воспитанием. При этом возникает ряд
фрустраций, запретов, и роль матери меняется: выясняется, что цели матери не
всегда совпадают с желаниями ребенка, иногда мать превращается во враждебную и
опасную силу (1) . Этот антагонизм, который является неизбежной частью процесса
воспитания, становится важным фактором, обостряющим осознание различия между
"я" и "ты".
Проходит несколько месяцев, прежде чем младенец вообще начинает воспринимать
других людей как других и становится способен реагировать на них улыбкой, но
лишь через годы он перестанет смешивать себя с миром (2). До тех пор ребенок
проявляет специфический, свойственный детям эгоцентризм, который вовсе не
исключает интереса и нежности к другим людям, но "другие" еще не вполне
осознаются как действительно отдельные от него. По той же причине отношение к
власти в ранние детские годы и в последующее время принципиально отличается
своим содержанием. Родители - или кто-то другой, кто олицетворяет власть,- еще
не осознаются как совершенно отдельные существа: они являются частью мира
ребенка, а весь этот мир еще является частью его самого. Поэтому подчинение
родителям - это совсем не то подчинение, какое имеет место, когда ребенок
становится по-настоящему отдельным существом.
Р. Хьюз в романе "Сильный ветер на Ямайке" (3) замечательно описал, как
десятилетний ребенок внезапно осознает свою индивидуальность.
"И тут с Эмили что-то случилось, очень важное. Она вдруг поняла, кто она.
Трудно сказать, почему это не произошло за пять лет до этого или не могло бы
произойти еще через пять; и уж совсем непонятно, почему это пришло как раз в
тот день. Только что она играла в дом, на самом носу корабля, в укромном уголке
за брашпилем (на нем висел чертов палец вместо дверного молотка). Потом игра
эта ей как-то наскучила, и она пошла на корму, просто так. И по дороге что-то
думала про пчел и про сказочную принцессу, и вдруг в мозгу у нее сверкнуло, что
она - это она. Эмили остановилась как вкопанная и стала оглядывать себя всю -
все, что можно было увидеть. Видно было не так уж много - платье спереди да
руки, когда подняла их, чтобы рассмотреть,- но этого оказалось достаточно,
чтобы составить представление о маленьком теле, про которое она вдруг поняла,
что это - ее тело.
Она рассмеялась, даже с издевкой, пожалуй. Подумала: "Вот это да! Это ж надо,
что тебя - из всех людей как раз тебя - вот так поймали! И теперь ведь никуда
не деться, не вылезть. Во всяком случае, не скоро: это надо вырасти, прожить
всю жизнь, состариться - тогда только избавишься от этого дурацкого наряда!"
Дело было исключительно важное: она решила уберечься от возможных помех и
полезла по выбленкам на свою любимую смотровую площадку у самого верха мачты.
Лезть было совсем просто, но каждый раз, как она двигала ногой или рукой, ее
|
|