|
Робинзона был свой Пятница, без которого он, наверно,
не только в конце концов сошел бы с ума, но и умер. Необходимость в помощи
особенно ощутима в раннем детстве. Младенец не в состоянии самостоятельно
выполнять важнейшие жизненные функции, поэтому связь с другими людьми - для
него вопрос жизни и смерти. Оказаться в одиночестве - это серьезнейшая угроза
самому существованию ребенка.
Однако есть еще одна причина, по которой принадлежность к общности становится
столь насущно необходимой: это субъективное самосознание. Способность мыслить
позволяет человеку - и заставляет его - осознать себя как индивидуальное
существо, отдельное от природы и от остальных людей. Как будет показано в
следующей главе, степень этого осознания может быть различной, но оно
существует всегда. И в результате возникает сугубо человеческая проблема:
сознавая свою отдельность, сознавая - пусть даже очень смутно - неизбежность
болезней, старости и смерти, человек не может не чувствовать, как он
незначителен, как мало значит в сравнении с окружающим миром, со всем тем, что
не входит в его "я". Если он не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь
не приобретает какого-то смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой,
ощущение собственной ничтожности его подавляет. Человек должен иметь
возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и
придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в
конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить.
Прежде чем продолжать исследование, полезно резюмировать наш общий подход к
проблемам социальной психологии. Человеческая натура - это не сумма врожденных,
биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы
социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными
врожденными механизмами и законами. Натуре человека присущи некоторые
неизменные факторы: необходимость удовлетворять физиологические потребности и
необходимость избегать морального одиночества. Мы видели, что индивид вынужден
принять образ жизни, коренящийся в системе производства и распределения,
свойственной каждому данному обществу. В процессе динамической адаптации к
этому образу жизни в индивиде развивается ряд мощных стимулов, мотивирующих его
чувства и действия. Эти стимулы могут осознаваться индивидом, а могут и не
осознаваться, но в обоих случаях они являются сильными факторами его психики и,
однажды возникнув, требуют удовлетворения. Стремление к удовлетворению этих
новых потребностей побуждает людей к определенным поступкам и таким образом в
свою очередь становится активной силой, воздействующей на процесс общественного
развития. Как именно взаимодействуют экономические, психологические и
идеологические факторы и какие общие выводы можно сделать в отношении этого
взаимодействия, это мы рассмотрим ниже, при анализе Реформации и фашизма (8).
В основу нашего исследования будет положена главная идея этой книги: человек
перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми,
человек становится "индивидом" - и чем дальше заходит этот процесс, тем
категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь
воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе
какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его
свободу и индивидуальность.
(1) Я употребляю термин "фашизм" для определения диктатуры типа итальянской или
германской. В случае рассмотрения именно германской системы будет употребляться
термин "нацизм".
(2) John Dewey. Freedom and Culture. G.P. Putham`s Sons. New York, 1939.
(3) Психоаналитический подход, хотя и основанный на фундаментальных достижениях
теории Фрейда, но отличающийся во многих важных аспектах от концепций самого
Фрейда, можно найти в работах К. Хорни "Новые пути в психоанализе" и Г.
Салливена "Концепции современной психиатрии". Хотя подходы этих авторов в ряде
отношений различны, наша точка зрения имеет много общего с их взглядами.
(3) Ср.: Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. I. СПб., 1905, с.
171 и сл.
(4) Там же, с. 299 и сл.
(5) Ср. работы социологов Р. Бенедикт, Дж. Хэлловела, Р. Линтона, М. Мид, Э.
Сэпира, а также приложение понятий психоанализа к этнологии, принадлежащее А.
Кардинеру.
(6) Я хочу предостеречь от одной ошибки, которая часто возникает в связи с этой
проблемой. Экономическая структура общества, определяя образ жизни индивида,
действует лишь как совокупность внешних условий, при которых развивается его
личность. Эти экономические условия нельзя смешивать с субъективными
экономическими мотивами. Например, стремление к материальному богатству часто
считают определяющим мотивом поведения людей; эта точка зрения высказывалась
многими, начиная от авторов эпохи Возрождения и до некоторых последователей
Маркса, которые не сумели понять основных концепций своего учителя. НА самом
деле всепоглащающая страсть к богаству характерна лишь для определенных культур,
а другие условия могут создать характеры, питающие отвращение к материальному
богаству или безраличные к нему.
(7) "Страдания изобретателя" - 3-я часть романа "Утраченные иллюзии". - Прим.
перев.
(8) Более подробно общая проблема взаимоотношения между психологическими и
социально-экономическими факторами будет рассмотрена в Приложении.
Глава 2
ОБОСОБЛЕНИЕ ИНДИВИДА И ДВОЙСТВЕННОСТЬ СВОБОДЫ
Прежде чем перейти к основной нашей теме - к вопросу о том, что означает
свобода для современного человека, почему и как он стремится избавиться от нее,
- мы должны обсудить концепцию, которая может показаться несколько отвлеченной.
Однако ее понимание очень важно для анализа свободы в современном обществе. Я
имею в виду утверждение, что свобода определяет человеческое существование как
таковое, а кроме того, что понятие сво
|
|