Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Бегство от свободы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-
 
 точки зрения "умиротворение" 
было политикой, которая должна была возбудить именно враждебность, а не 
миролюбие. 
До сих пор мы говорили о садистской стороне гитлеровской идеологии. Однако, как 
мы видели при обсуждении авторитарного характера, в нем есть и мазохистская 
сторона, то есть должно присутствовать и стремление подчиниться подавляющей 
силе, уничтожить свое "я", и это стремление мы действительно обнаруживаем. Эта 
мазохистская сторона нацистской идеологии и практики наиболее очевидна в 
отношении масс. Им повторяют снова и снова: индивид - ничто, он не имеет 
значения; он должен признать свою личную ничтожность, должен раствориться в 
высшей силе и ощущать гордость от своего участия в ней. Гитлер ясно выражает 
эту мысль в своем определении идеализма: "Только идеализм приводит людей к 
добровольному признанию прерогатив принуждающей силы и тем самым превращает их 
в пылинки мирового порядка, образующего и формирующего вселенную" . 
Подобным же образом Геббельс определяет то, что он называет социализмом. "Быть 
социалистом, - говорит он, - это значит подчинить свое "я" общему "ты"; 
социализм - это принесение личного в жертву общему" . 
Самоотречение индивида - сведение его к пылинке; атому - влечет за собой, 
согласно Гитлеру, отказ от всякого права на личное мнение, личные интересы, 
личное счастье. Такой отказ составляет сущность политической организации, в 
которой "индивид отказывается представлять свое личное мнение и твои интересы...
". Гитлер превозносит "самоотверженность" поучает, что в "погоне за собственным 
счастьем люди все больше опускаются с небес в преисподнюю" . Цель воспитания - 
научить индивида не утверждать свое "я". Уже школьник должен научиться "молчать 
не только тогда, когда его бранят за дело; он должен научиться также молча 
переносить несправедливость, если это необходимо". Конечная цель изображается 
так: "В народном государстве народное мировоззрение должно в конечном итоге 
привести к той благородной? эре, когда люди будут видеть свою задачу не в 
улучшении породы собак, лошадей и кошек, а в возвышении самого человечества; 
эру, когда один будет сознательно и молчаливо отрекаться, а другой - радостно 
отдавать и жертвовать" . 
Эта фраза звучит несколько странно. После характеристики одного типа индивидов, 
который "сознательно и молчаливо отрекается", можно было бы ожидать, что 
появится характеристика противоположного типа - того, кто руководит, берет на 
себя ответственность или что-нибудь в этом роде. Но вместо этого Гитлер снова 
характеризует этот "другой" тип как способный к самопожертвованию. Трудно 
уловить разницу между "молчаливо отрекается" и "радостно жертвует". Я позволю 
себе высказать догадку, что на самом деле Гитлер собирался сделать различие 
между массами, которые должны смиряться, и правителем, который должен править. 
Но хотя иногда он вполне, открыто признает стремление к власти - свое и своей 
"элиты", - зачастую он это стремление отрицает.; 
В этой фразе ему, очевидно, не хотелось быть столь откровенным, и он заменил 
стремление властвовать стремлением "радостно отдавать и жертвовать". 
Гитлер прекрасно сознает, что его философия самоотречения и жертвенности 
предназначена для тех, кого экономическое положение лишает всякой возможности 
счастья. Ему не нужен такой общественный строй, где каждому было бы доступно 
личное счастье; он хочет эксплуатировать саму бедность масс, чтобы заставить их 
уверовать в его проповедь самопожертвования. Он совершенно открыто заявляет: 
"Мы обращаемся к огромной армии людей, которые так бедны, что их личное 
существование отнюдь не является наивысшим в мире богатством..." ' 
Вся эта проповедь самопожертвования имеет вполне очевидную цель: чтобы вождь и 
"элита" могли реализовать свое стремление к власти, массы должны отречься от 
себя и подчиниться. Но мазохистские наклонности можно обнаружить и у самого 
Гитлера. Высшие силы, перед которыми он склоняется, - это Бог, Судьба, 
Необходимость, История и Природа. В действительности все эти слова означают для 
него одно и то же: символ подавляющей силы. 
В начале своей автобиографии он замечает: "...ему повезло, что Судьба назначила 
Браунау на Инне местом его рождения". Дальше он говорит, что весь немецкий 
народ должен быть объединен в одном государстве, потому что лишь тогда, когда 
это государство станет слишком тесным для всех немцев, необходимость даст им 
"моральное право на новые земли и территории" . 
Поражение в войне 1914 - 1918 годов представляется ему "заслуженным наказанием, 
ниспосланным Вечным Возмездием". Нации, которые смешиваются с другими расами, 
"грешат против воли Вечного Провидения" или, как он говорит в другом месте, 
"против воли Вечного Творца". Миссия Германии указана "Творцом Вселенной". 
Небеса являются высшей категорией по отношению к людям, потому что людей, по 
счастью, можно дурачить, но "Небеса неподкупны". Сила, производящая на Гитлера, 
вероятно, даже большее впечатление, чем Бог, Провидение и Судьба, - это Природа.
 Тенденция исторического развития последних четырехсот лет состояла в 
ликвидации господства над людьми и в установлении господства над Природой. 
Гитлер настаивает на том, что можно и должно управлять людьми, но Природой 
управлять нельзя. Я уже приводил его высказывание, что история человечества 
началась, вероятно, не с одомашнивания животных, а с господства над низшими 
людьми. Он высмеивает саму мысль о том, что человек может покорить Природу; 
издевается над теми, кто верит, что сможет стать властелином Природы, "не имея 
в своем распоряжении другого оружия, кроме "идеи". Он говорит, что человек "не 
стал хозяином Природы, но благо- даря знанию нескольких законов и секретов 
Природы он' поднялся до положения хозяина тех живых существ" которые этим 
знанием не обладают" '. Здесь мы снова встречаемся с той же мыслью: Природа - 
это великая сила, которо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-