|
е. Он это выразил наглядно в следующем отрывке: "То, что вы хотите
заставить почувствовать вашего партнера, - это не наслаждение, а впечатление,
которое вы хотите произвести; боль производит гораздо более сильное впечатление,
чем наслаждение... вы понимаете это; Горер в своем исследовании определяет
садизм как "наслаждение от наблюдения изменений, произведенных наблюдателем во
внешнем мире". Это определение ближе подходит к моей точке зрения на садизм,
чем определения других психологов. Но, по-моему, Горер ошибается, понимая
садизм как наслаждение обладанием. Садистское обладание характеризуется тем,
что превращает объект в безвольное орудие в руках садиста. Несадистская радость
влияния на людей уважает целостность их личности и основана на чувстве
равенства. В определении Горера садизм теряет свое специфическое качество и
отождествляется с любым видом результативного влияния на людей.
(4) Виктор Гюго ярко выразил идею невозможности освободиться от вины в образе
Жавера в романе "Отверженные".
(5) Психоаналитическая процедура - это, в сущности, процесс, в котором человек
пытается выявить свою подлинную личность. "Свободные ассоциации" означают, что
человек должен выражать свои подлинные чувства и мысли, говоря всю правду. Но
правдивость при этом относится не только к тому, что надо говорить все, что
подумал, а и к тому, что само по себе мышление обязано быть совершенно
правдивым, не связанным сознанием того, какие мысли иметь можно, а какие - нет.
Фрейд подчеркивал подавление "дурных" мыслей; по-видимому, он не заметил,
насколько часто подавляются мысли "хорошие".
Глава 6
ПСИХОЛОГИЯ НАЦИЗМА
В предыдущей главе мы сосредоточили внимание на двух психологических типах: на
авторитарной личности и на человеке-роботе. Я надеюсь, что детальный анализ
этих типов поможет нам понять проблемы, рассматриваемые в этой и следующей
главах: с одной стороны, психологию нацизма, с другой - психологию современной
демократии.
Приступая к психологии нацизма, мы прежде всего должны уяснить, каково значение
психологических факторов для понимания нацизма. В научной и популярной
литературе о нацизме высказывались две противоположные точки зрения. Первая
состоит в том, что фашизм - это сугубо экономическое и политическое явление и
психология никак его не объясняет; вторая - в том, что фашизм - чисто
психологическая проблема.
Первая точка зрения рассматривает нацизм либо как результат сугубо
экономического развития, то есть как результат экспансионистских тенденций
германского империализма, либо как сугубо политическое явление, то есть захват
государственной власти политической партией, опирающейся на промышленников и
юнкеров. Иначе говоря, победа нацизма объясняется как результат обмана и
подавления большинства народа вероломным меньшинством.
Согласно второй точке зрения, нацизм может объяснить только психология, точнее,
психопатология. Гитлер считается маньяком или "невротиком", а его последователи
- безумцами или психически неуравновешенными людьми. В свете этого объяснения,
как его излагает Л. Мамфорд, подлинные корни фашизма надо искать "не в
экономике, а в человеческой душе". Он продолжает: "Объяснение фашизма
заключается не в Версальском договоре и не в слабости Веймарской республики, а
в безмерной гордыне, в наслаждении жестокостью и в невротическом распаде".
По нашему мнению, ни одно из этих взаимоисключающих объяснений неверно. Нацизм
- это психологическая проблема, но сами психологические факторы; могут быть
поняты лишь при учете их формирования под воздействием факторов
социально-политических и экономических. Нацизм - это экономическая и
политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно понять,
каким образом он приобрел власть над целым народом. В этой главе мы займемся
именно психологическим аспектом нацизма, его человеческой базой. Нам предстоит
рассмотреть два вопроса: особенности характера тех людей, к которым обращена
нацистская идеология, и психологический характер самой идеологии, превративший
ее в столь эффективное орудие воздействия на этих людей.
Изучая психологические предпосылки победы нацизма, нужно с самого начала
провести различие между двумя группами населения. Часть народа склонилась перед
нацистским режимом без сколь-нибудь значительного сопротивления, но и без
восторга от идеологии или политической практики нацизма. Другая часть народа
была чрезвычайно увлечена новой идеологией и фанатически предана тем, кто ее
провозглашал. Первая группа состояла в основном из рабочего класса, а также из
либеральной и католической буржуазии. Но хотя эти слои относились к нацизму;
враждебно с самого момента его зарождения и до 1933 года, хотя они имели
прекрасную организацию - особенно рабочий класс, - они не проявили того
внутреннего сопротивления, какого можно было бы ожидать, судя по их
политическим убеждениям. Их воля к сопротивлению сломалась очень скоро, и с тех
пор, они не доставляли особых трудностей новому режиму; (конечно, за
исключением того малого меньшинства, которое героически борется с нацизмом все
эти годы). По-видимому, эта готовность подчиниться нацистскому Я режиму была
психологически обусловлена состоянием; внутренней усталости и пассивности,
которые (как будет показано в следующей главе) характерны для индивида нашей
эпохи даже в демократических странах. Поскольку речь идет о рабочем классе, то
в Германии была еще одна причина для этого: поражение, которое он потерпел
после первых побед в революции 1918 года. Рабочий класс вступил в послевоенный
период с большими надеждами на осуществление социализма или по меньшей мере на
существенное улучшение своего экономического, политического и социального
положения. Но ему пришлось испытать непрерывный ряд поражений - каковы бы ни
были их причины, - которые принесли полное крушение этих надежд. К началу 1930
года результаты первых его побед был
|
|