|
рой, а в семнадцать лет он решил, что станет
архитектором. Когда он сказал об этом отцу, тот по-дружески ответил, что сын,
конечно, волен сам выбирать себе карьеру, но он (отец) уверен, что эта идея
лишь отголосок его (сына) детских увлечений и что для него (сына) было бы лучше
заняться медициной. Молодой человек решил, что отец прав, и никогда больше не
заговаривал с ним на эту тему. И начал изучать медицину. Ассоциации по поводу
врача, опоздавшего и забывшего инструменты, были расплывчаты и скудны. Однако в
разговоре об этой части сна ему вспомнилось, что назначенное время его
аналитического сеанса было передвинуто и что, хотя он не возражал против этого
изменения, на самом деле был очень раздосадован. Вот и теперь, говоря об этом,
он чувствует, как в нем снова пробуждается раздражение. Он обвиняет аналитика в
произволе и вдруг заявляет: "Послушайте, вот я же не могу делать все, что
хочу!" Он сам чрезвычайно удивлен и своим раздражением, и этой своей фразой,
потому что до сих пор ни аналитик, ни занятия анализом не вызывали у него
никакой неприязни.
Через некоторое время ему снится еще один сон, из которого он запоминает только
фрагмент. Его отец. ранен в автомобильной катастрофе; сам он - врач и должен
оказать помощь отцу. Но когда он пытается осмотреть отца, то чувствует, что
полностью парализован, что не может даже двинуться, и в ужасе просыпается.
В своих ассоциациях он нехотя упоминает, что в последние годы у него появлялись
мысли о возможности внезапной смерти отца и эти мысли его пугали. Иногда он
думал даже о наследстве, о том, что бы он стал делать с этими деньгами. Эти
фантазии особенно далекой его не заводили, поскольку он их подавлял тотчас же.
Он сравнивает этот сон с предыдущим и поражается, что в обоих случаях врач не
мог оказать никакой помощи. Теперь ему становится ясно, как никогда, что врач
из него не получится. Когда ему напоминают, что в первом сне было чувство гнева
и насмешки над бессилием врача, он вспоминает, что, услышав или прочитав о
случае, когда врач оказался не в силах помочь пациенту, он испытывает какое-то
злорадство, которого до сих пор не осознавал.
В ходе дальнейшего анализа выявляется и другой материал, который все время
подавлялся. К своему удивлению, он обнаруживает в себе сильное чувство гнева по
отношению к отцу; а кроме того, выясняет, что его чувство бессилия в качестве
врача является частью более общего чувства бессилия, пронизывающего всю его
жизнь. Он думал, что организовал свою жизнь в соответствии со своими
собственными планами, но теперь чувствует, что в глубине души был преисполнен
покорности. Теперь он осознает свое прежнее убеждение, что он не может делать
того, что хочет, а должен приспособиться к тому, чего от него ждут. Он видит
все яснее и яснее, что на самом деле никогда не хотел стать врачом, что
кажущееся отсутствие способностей в действительности было пассивным
сопротивлением.
Этот случай являет типичный пример подавления своих подлинных желаний и такого
усвоения чужих ожиданий, при котором они воспринимаются как собственные желания.
Можно сказать, что подлинное желание замещено псевдожеланием.
Замещение, подмена подлинных актов мышления, чувства и желания в конечном счете
ведет к подмене подлинной личности псевдоличностью. Подлинное "я" является
создателем своих психических проявлений. Псевдо-"я" лишь исполняет роль,
предписанную ему со стороны, но делает это от своего имени. Человек может
играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них - это он.
На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими
представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не
у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью. Иногда во
сне, в фантазиях или в состоянии опьянения может проявиться какая-то часть
подлинного "я": чувства и мысли (5), не возникавшие уже много лет. Иногда это
дурные мысли, которые человек подавляет потому, что боится или стыдится их.
Иногда же это лучшее, что в нем есть, но оно тоже подавлено из-за боязни
подвергнуться насмешкам или нападкам за эти чувства и мысли .
Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят индивида в
крайне неустойчивое положение. Превратившись в отражение чужих ожиданий, он в
значительной степени теряет самого себя, а вместе с тем и уверенность в себе.
Чтобы преодолеть панику, к которой приводит эта потеря собственного "я", он
вынужден приспосабливаться дальше, добывать себе "я" из непрерывного признания
и одобрения других людей. Пусть он сам не знает, кто он, но хотя бы другие
будут знать, если он будет вести себя так, как им нужно; а если будут знать они,
узнает и он, стоит только поверить им.
Роботизация индивида в современном обществе усугубила беспомощность и
неуверенность среднего человека. Поэтому он готов подчиниться новой власти,
предлагающей ему уверенность и избавление от сомнений. В следующей главе мы
рассмотрим особые условия, которые были необходимы для того, чтобы эти
предложение было принято в Германии.
Мы покажем, что для низов среднего класса, ставших ядром нацистского движения,
наиболее характерен именно авторитарный механизм. В последней главе нашей книги
мы вернемся к вопросу о человеке-роботе в связи с общественными явлениями в
обстановке нашей демократии.
(1) Исходя из другой точки зрения, К. Хорни пришла к концепции "невротических
склонностей", в известной мере сходной с моей концепцией механизмов "бегства".
Главные различия между ними состоят в том, что "невротические склонности" - это
движущие силы невротической личности, а механизмы "бегства" - движущие силы
нормального человека. Кроме того, Хорни сосредоточила свое внимание на тревоге,
а я - на изоляции индивида.
(2) Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и
гражданского. М., 1936, с. 97.
(3) Маркиз де Сад придерживался мнения, что сущность садизма состоит в
господст
|
|