|
атной зависимостью. Чем больше проявляется
стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные
тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к
разрушению. Разрушительность - это результат непрожитой жизни. Индивидуальные
или социальные условия, подавляющие жизнь, вызывают страсть к разрушению,
наполняющую своего рода резервуар, откуда вытекают всевозможные разрушительные
тенденции - по отношению к другим и к себе.
Само собой понятно, насколько важно не только осознать роль разрушительности и
враждебности в динамике социального процесса, но и понять, какие именно факторы
способствуют их усилению. Мы уже говорили о враждебности, которой был охвачен
средний класс в период Реформации и которая нашла свое выражение в некоторых
религиозных доктринах протестантства. Особенно это заметно в аскетическом духе
протестантства, в кальвинистском образе безжалостного бога, для собственного
удовольствия осудившего часть людей на вечные муки без всякой их вины. В то
время - как . и позднее - средний класс выражал свою враждебность главным
образом под маской морального негодования, которое рационализировало жгучую
зависть к тем, у кого была возможность наслаждаться жизнью . В наше время
разрушительные тенденции низов среднего класса стали важным фактором в развитии
нацизма, который апеллировал к этим тенденциям и использовал их в борьбе со
своими противниками. Источники разрушительности в этом социальном слое легко
определить: это все та же изоляция индивида, все то же : подавление
индивидуальной экспансивности, о которых мы уже говорили и которые в низах
среднего класса гораздо ощутимее, чем в выше- или нижестоящих классах общества.
3. Автоматизирующий конформизм
С помощью рассмотренных нами механизмов "бегства" индивид преодолевает чувство
своей ничтожности по сравнению с подавляюще мощным внешним миром, или за счет
отказа от собственной целостности, или за счет разрушения других, для того
чтобы мир перестал ему угрожать.
Другие механизмы "бегства" состоят в полном отрешении от мира, при котором мир
утрачивает свои угрожающие черты (эту картину мы видим в некоторых психозах),
либо в психологическом самовозвеличении до такой степени, что мир, окружающий
человека, становится мал в сравнении с ним. Эти механизмы "бегства" важны для
индивидуальной психологии, но не представляют большого интереса в смысле
общественной значимости. Поэтому я не стану их здесь обсуждать, а обращусь к
еще одному механизму, чрезвычайно важному в социальном плане.
Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных
индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой;
он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и
становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его
видеть. Исчезает различие между собственным "я" и окружающим миром, а вместе с
тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно
сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое
окружение, что практически неотличимы от него . Отказавшись от собственного "я"
и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек
уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой
своей личности.
Итак, мы полагаем, что "нормальный" способ преодоления одиночества в нашем
обществе состоит в превращении в автомат. Но такая точка зрения противоречит
одному из самых распространенных представлений о человеке нашей культуры;
принято думать, что большинство из нас - личности, способные думать,
чувствовать и действовать свободно, по своей собственной воле. Каждый человек
искренне убежден, что он - это "он", что его мысли, чувства и желания на самом
деле принадлежат "ему". Но хотя среди нас встречаются и подлинные личности, в
большинстве случаев такое убеждение является иллюзией, и притом иллюзией
опасной, ибо она препятствует ликвидации причин, обусловивших такое положение.
Здесь мы сталкиваемся с одной из самых главных проблем психологии, которую
проще всего разъяснить с помощью ряда вопросов. Что такое "я"? Какова природа
действий, которые лишь кажутся собственными? Что такое спонтанность? Что такое
самобытный психический акт? И наконец, какое отношение все это имеет к свободе?
В этом разделе мы покажем, как чувства и мысли могут внушаться со стороны, но
субъективно восприниматься как собственные, а также как собственные чувства и
мысли могут быть подавлены и тем самым изъяты из личности человека. Обсуждение
поднятых здесь вопросов мы продолжим в главе "Свобода и демократия".
Начнем наше рассуждение с анализа того смысла, который вкладывается в
утверждения: "я чувствую", "я думаю", "я хочу". Когда мы говорим "я думаю", это
кажется вполне однозначным утверждение . Единственный возникающий при этом
вопрос состоит в том, верно я думаю или ошибаюсь; но я думаю или не я - такой
вопрос вообще не приходит в голову. Между тем этот вопрос далеко не так странен,
как кажется" и это можно доказать экспериментом. Сходим на сеанс гипноза. Вот
субъект А', гипнотизер Б погружает его в гипнотический сон и внушает ему, что,
проснувшись, он захочет прочесть рукопись, не найдет ее, решит, что другой
человек, В, эту рукопись украл, и очень рассердится на этого В. В завершение
ему говорится, что он должен забыть об этом внушении. Добавим, что наш А
никогда не испытывал ни малейшей антипатии к В, и напомним, что никакой
рукописи у него не было.
Что же происходит? А просыпается и после непродолжительной беседы на
какую-нибудь тему вдруг заявляет: "Да, кстати! Я написал недавно что-то в этом
роде. У меня рукопись с собой, давайте я вам прочту". Он начинает искать свою
рукопись, не находит ее, поворачивается к В и спрашивает, не взял ли тот его
рукопись. В отвеча
|
|