|
и ждет лишь повода для своего проявления.
Если такая разрушительность проявляется без какой-либо объективной "причины",
то мы считаем человека психически или эмоционально больным (хотя сам он, как
правило, придумывает какую-нибудь рационализацию). В огромном большинстве
случаев разрушительные стремления рационализируются таким образом, что по
меньшей мере несколько человек - или целая социальная группа - разделяют эту
рационализацию и она им кажется "реалистичной". Но объекты иррациональной
разрушительности - и причины, по которым выбраны именно эти объекты, - сами по
себе второстепенны; разрушительные импульсы - это проявления внутренней страсти,
которая всегда находит себе какой-нибудь объект. Если по каким-либо причинам
этим объектом не могут стать другие люди, то разрушительные тенденции индивида
легко направляются на него самого. Когда они достигают некоторого уровня, это
приводит к физическому заболеванию или даже к попытке самоубийства.
Мы предположили, что разрушительность - это средство избавления от невыносимого
чувства бессилия, поскольку она нацелена на устранение всех объектов, с
которыми индивиду приходится себя сравнивать. Но если принять во внимание
огромную роль разрушительных тенденций в человеческом поведений, то такое
объяснение кажется недостаточным. Сами условия изоляции и бессилия порождают и
два других источника разрушительности: тревогу и скованность. По поводу тревоги
все достаточно ясно. Любая угроза жизненным интересам (материальным или
эмоциональным) возбуждает тревогу , а самая обычная реакция на нее -
разрушительные тенденции. В определенной ситуации угроза может связываться с
определенными людьми, и тогда разрушительность направляется на этих людей. Но
тревога может быть и постоянной, хотя и не обязательно осознанной; такая
тревога возникает из столь же постоянного ощущения, что окружающий мир вам
угрожает. Эта постоянная тревога является следствием изоляции и бессилия
индивида и в то же время еще одним источником накапливающихся в нем
разрушительных тенденций.
Из той же основной ситуации происходит ощущение, которое я назвал скованностью.
Изолированный и бессильный индивид испытывает ограничения в реализации своих
чувственных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей; ему не хватает
внутренней уверенности, спонтанности, которая является условием такой
реализации. Внутренняя блокада усиливается табу, наложенными обществом на
счастье и наслаждение, вроде тех, которые пронизывают мораль и нравы среднего
класса со времен Реформации. В наши дни внешние запреты практически исчезли,
однако внутренняя скованность сохранилась, несмотря на сознательное приятие
чувственных наслаждений.
Проблема взаимосвязи между скованностью и разрушительностью была затронута
Фрейдом; при изложении его теории мы сможем высказать и некоторые собственные
соображения.
Фрейд понял, что в своей первоначальной концепции, рассматривавшей половое
влечение и стремление к самосохранению как две главные движущие силы
человеческого поведения, он упустил из виду роль и значение разрушительных
побуждений. Позднее, решив, что разрушительные тенденции столь же важны, как и
сексуальные влечения, он пришел к выводу, что ] в человеке проявляются два
основных стремления: стремление к жизни, более или менее идентичное
сексуальному "либидо", и инстинкт смерти, имеющий целью уничтожение жизни.
Фрейд предположил, что инстинкт смерти, сплавленный с сексуальной энергией,
может быть направлен либо против самого человека, либо против объектов вне его.
Кроме того, он предположил, что инстинкт смерти биологически заложен во всех
живых организмах и поэтому является необходимой и неустранимой составляющей
жизни вообще.
Гипотеза о существовании инстинкта смерти обладает тем достоинством, что
отводит важное место разрушительным тенденциям, которые не принимались во
внимание в ранних теориях Фрейда. Но биологическое истолкование не может
удовлетворительно объяснить тот факт, что уровень разрушительности в высшей
степени различен у разных индивидов и разных социальных групп. Если бы
предположения Фрейда были верны, следовало бы ожидать, что уровень
разрушительности, направленной против других или против себя, окажется более
или менее постоянным. Однако наблюдается обратное: не только между различными
индивидами, но и между различными социальными группами существует громадная
разница в весе разрушительных тенденций. Так, например, вес этих тенденций в
структуре характера представителей низов европейского среднего класса
определенно и значительно выше, нежели в среде рабочих или представителей
социальной верхушки. Этнографические исследования познакомили нас с целыми
народами, для которых характерен особенно высокий уровень разрушительности;
между тем другие народа проявляют столь же заметное отсутствие разрушительных
тенденций - как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.
По-видимому, любая попытка понять корни разрушительности должна начинаться с
наблюдения, именно этих различий. Затем необходимо установить, нет ли других
различающих факторов и не могут ли эти факторы быть причиной упомянутых
различий в уровне разрушительности.
Эта проблема настолько сложна, что потребовала бы специального исследования;
его мы здесь провести не можем. Однако я хотел бы предположительно указать, в
каком направлении следует искать ответ. Кажется правдоподобным, что уровень
разрушительности в индивиде пропорционален той степени, до какой ограничена его
экспансивность. Мы имеем в виду не отдельные фрустрации того или иного
инстинктивного влечения, а общую скованность, препятствующую спонтанному
развитию человека и проявлению всех его чувственных, эмоциональных и
интеллектуальных возможностей. У жизни своя собственная динамика:
человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь.
По-видимому, если эта тенденция подавляется, энергия, направленная к жизни,
подвергается распаду и превращается в энергию, направленную к разрушению. Иными
словами, стремление к жизни и тяга к разрушению не являются взаимно
независимыми факторами, а связаны об
|
|