|
нные к ограничению власти.
С возникновением фашизма жажда, власти и ее оправдание достигли небывалых
размеров. Миллионы людей находятся под впечатлением побед, одержанных властью,
и считают власть признаком силы. Разумеется, власть над людьми является
проявлением превосходящей силы в сугубо материальном смысле: если в моей власти
убить другого человека, то я "сильнее" его. Но в психологическом плане жажда
власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность
личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка
приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Власть - это
господство над кем-либо; сила - это способность к свершению, потенция. Сила в
психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; это слово означает
обладание способностью. Когда мы говорим о бессилии, то имеем в виду не
неспособность человека господствовать над другими, а его неспособность к
самостоятельной жизни. Таким образом, "власть" и "сила" - это совершенно разные
вещи, "господство" и "потенция" - отнюдь не совпадающие, а взаимоисключающие
друг друга. Импотенция - если применять этот термин не только к сексуальной
сфере, но и ко всем сферам человеческих возможностей - влечет за собой
садистское стремление к господству. Пока и поскольку индивид силен, то есть
способен реализовать свои возможности на основе свободы и целостности своей
личности, господство над другими ему не нужно и он не стремится к власти.
Власть - это извращение силы, точно так же как сексуальный садизм - извращение
половой любви.
По-видимому, садистские и мазохистские черты можно обнаружить в каждом человеке.
На одном полюсе существуют индивиды, в личности которых эти черты преобладают,
на другом - те, для кого они вовсе не характерны. О садистско-мазохистском
характере можно говорить лишь в отношении первых из них. Термин "характер" мы
применяем в динамическом смысле, в каком говорил о характере Фрейд. В его
понимании характер - это не общая сумма шаблонов поведения, свойственных
данному человеку, а совокупность доминантных побуждений, мотивирующих его
поведение. Поскольку Фрейд предполагал, что основными мотивирующими силами
являются сексуальные, он пришел к концепциям "орального" и "анального" (или
"генитального") характера. Если не разделять его предположений, то приходится
определить типы характеров как-то иначе, однако динамическая концепция должна
остаться в силе. Человек, в личности которого доминируют некоторые движущие
силы, не обязательно их осознает. Он может быть всецело охвачен садистскими
стремлениями, но при этом будет уверен, что им движет лишь чувство долга. Он
может даже не совершить ни одного садистского поступка, подавив свои
наклонности настолько, что вовсе не выглядит садистом. И, однако, детальный
анализ его поведения, его фантазий, сновидений, мимики и жестов раскрывает
садистские импульсы, действующие в более глубоких слоях его личности.
Характер человека, в котором преобладают садистско-мазохистские побуждения,
может быть определен как садистско-мазохистский; но такие люди - не обязательно
невротики. Является ли определенный тип характера "невротическим" или
"нормальным" - это в значительной степени зависит от тех специальных задач,
которые люди должны выполнять по своему социальному положению, и от тех
шаблонов чувства и поведения, которые распространены в данном обществе, в
данной культуре. Для огромной части низов среднего класса в Германии и в других
европейских странах садистско-мазохистский характер является типичным; и, как
будет показано, именно в характерах этого типа нашла живейший отклик идеология
нацизма. Но поскольку термин "садистско-мазохистский" ассоциируется с
извращениями и с неврозами, я предпочитаю говорить не о садистско-мазохистском,
а об "авторитарном" характере, особенно когда речь идет не о невротиках, а о
нормальных людях. Этот термин вполне оправдан, потому что
садистско-мазохистская личность всегда характеризуется особым отношением к
власти.
Такой человек восхищается властью и хочет подчиняться, но в то же время он
хочет сам быть властью, чтобы другие подчинялись ему. Есть еще одна причина, по
которой этот термин правомочен. Фашистские системы называют себя авторитарными
ввиду доминирующей роли власти ' в их общественно-политической структуре.
Термин "авторитарный характер" вбирает в себя и тот факт, что подобный склад
характера определяет "человеческую базу" фашизма.
Прежде чем продолжить разговор об авторитарном характере, необходимо уточнить
термин "авторитет", "власть". Власть - это не качество, которое человек "имеет",
как имеет какую-либо собственность или физическое качество. Власть является
результатом межличностных взаимоотношений, при которых один человек смотрит на
другого как на высшего по отношению к себе. Но существует принципиальная
разница между теми отношениями "высших" и "низших", которые можно определить
как рациональный авторитет, и теми отношениями, которые можно назвать
подавляющей властью.
Разъясню это на примере. Отношения между профессором и студентом основаны на
превосходстве первого над вторым, как и отношения рабовладельца и раба. Но
интересы профессора и студента стремятся к совпадению: профессор доволен, если
ему удалось развить своего ученика; если это не получилось, то плохо для обоих.
Рабовладелец стремится эксплуатировать раба: чем больше он из него выжмет, тем
лучше для рабовладельца; в то же время раб всеми способами стремится защитить
доступную ему долю счастья. Здесь интересы определенно антагонистичны,
поскольку выигрыш одного обращается потерей для другого. В двух этих случаях
превосходство имеет разные функции: в первом оно является условием помощи
низшему, во втором - условием его эксплуатации.
Динамика власти в двух этих случаях тоже различна. Чем лучше студент учится,
тем меньше разрыв между ним и профессором; иными словами, отношение "власть -
подчинение" постепенно себя изживает. Если же власть служит основой
эксплуатации, то со временем дистанция становится все больше и больше.
Различна в этих случаях и психологич
|
|