Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Бегство от свободы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-
 
властвовать или причинять страдания другим. Однако 
психологически обе тенденции происходят от одной и той же основной причины - 
неспособности вынести изоляцию и слабость собственной личности. 
Я предложил бы назвать общую цель садизма и мазохизма симбиозом. Симбиоз в 
психологическом смысле слова - это союз некоторой личности с другой личностью 
(или иной внешней силой), в котором каждая сторона теряет целостность своего 
"я", так что обе они становятся в полную зависимость друг от друга. Садист так 
же сильно нуждается в своем объекте, как мазохист - в своем. В обоих случаях 
собственное "я" исчезает. В одном случае я растворяюсь во внешней силе - и меня 
больше нет; в другом - я разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, 
приобретая при этом силу и уверенность, которой не было у меня самого. Но 
стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается неспособностью 
выдержать одиночество своего собственного "я". И тут становится ясно, почему 
мазохистские и садистские тенденции всегда связаны и перемешаны одна с другой. 
Внешне они кажутся взаимоисключающими, но в их основе лежит одна и та же 
потребность. Человек не бывает только садистом или только мазохистом; между 
активной и пассивной сторонами симбиотического комплекса существуют постоянные 
колебания, и зачастую бывает трудно определить, какая из этих сторон действует 
в данный момент, но в обоих случаях индивидуальность и свобода бывают утрачены. 

С садизмом обычно связывают тенденции разрушительности и враждебности. 
Разумеется, в садистских стремлениях всегда обнаруживается больший или меньший 
элемент разрушительности. Но то же справедливо и в отношении мазохизма: любой 
анализ мазохистского характера обнаруживает такую же враждебность. По-видимому, 
главная разница состоит в том, что при садизме эта враждебность обычно более 
осознается и прямо проявляется в действии, в то время как при мазохизме 
враждебность бывает по большей части неосознанной и проявляется лишь в 
косвенной форме. Позже я постараюсь показать, что враждебность и 
разрушительность являются результатом подавления чувственной, эмоциональной и 
интеллектуальной экспансивности индивида; поэтому можно предположить, что эти 
свойства должны быть следствием тех же причин, какие вызывают потребность в 
симбиозе. Здесь же я хочу подчеркнуть, что садизм и разрушительность не 
идентичны, хотя часто бывают связаны друг с другом. Разрушительная личность 
стремится к уничтожению объекта, то есть к избавлению от него ; садист же 
стремится властвовать объектом и потому страдает при его утрате. 
Садизм - в том смысле, в каком мы о нем говорим, - может быть относительно 
свободен от разрушительности, может сочетаться с дружелюбием по отношению к 
своему объекту. Этот тип "любящего" садизма нашел классическое воплощение у 
Бальзака в "Утраченных иллюзиях". Это описание поясняет также, что мы имеем в 
виду, говоря о потребности в симбиозе. Вот отношения, возникшие между молодым 
Люсьеном и беглым каторжником, выдающим себя за аббата ; вскоре после 
знакомства с Люсьеном, только что пытавшимся покончить с собой, аббат говорит: 
"...этот молодой человек не имеет уже ничего общего с поэтом, пытавшимся 
умереть. Я вытащил вас из реки, я вернул вас к жизни, вы принадлежите мне, как 
творение принадлежит творцу, как эфрит в волшебных сказках принадлежит гению ...
 как тело - душе! Могучей рукой я поддержу вас на пути к власти, я обещаю вам 
жизнь, полную наслаждений, почестей, вечных празднеств... Никогда не ощутите вы 
недостатка в деньгах... Вы будете блистать, жить на широкую ногу, покуда я, 
копаясь в грязи, буду закладывать основание блистательного здания вашего 
счастья. Я люблю власть ради власти! Я буду наслаждаться вашими наслаждениями, 
запретными для меня. Короче, я перевоплощусь в вас... Я хочу любить свое 
творение, создать его по образу и подобию своему, короче, любить его, как отец 
любит сына. Я буду мысленно разъезжать в твоем тильбюри, мой мальчик, буду 
радоваться твоим успехам у женщин, буду говорить: "Этот молодой красавец - я 
сам! Маркиз дю Рюбампре создан мною, мною введен в аристократический мир; его 
величие - творение рук моих, он и молчит и говорит, следуя моей воле, он 
советуется со мной во всем"". 
Очень часто - и не только в обыденном словоупотреблении - садомазохизм 
смешивают с любовью. Особенно часто за проявления любви принимаются 
мазохистские явления. Полное самоотречение ради другого человека, отказ в его 
пользу от собственных прав и запросов - все это преподносится как образец 
"великой любви"; считается, что для любви нет лучшего доказательства, чем 
жертва и готовность отказаться от себя ради любимого человека. На самом же деле 
"любовь" в этих случаях является мазохистской привязанностью и коренится в 
потребности симбиоза. Если мы понимаем под любовью страстное и активное 
утверждение главной сущности другого человека, союз с этим человеком на основе 
независимости и полноценности обеих личностей, тогда мазохизм и любовь 
противоположны друг другу. Любовь основана на равенстве и свободе. Если основой 
является подчиненность и потеря целостности личности одного из партнеров, то 
это мазохистская зависимость, как бы ни рационализировалась такая связь. Садизм 
тоже нередко выступает под маской любви. Управляя другим человеком, можно 
утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как 
проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству. 
Здесь у многих читателей возникнет вопрос: если садизм таков, как мы его 
определили, то не идентичен ли он стремлению к власти? Мы ответим так: садизм в 
наиболее разрушительных формах, когда другого человека истязают, - это не то же 
самое, что? жажда власти; но именно жажда власти является? наиболее 
существенным проявлением садизма. В наши дни эта проблема приобрела особую 
важность. Со времен Гоббса на стремление к власти смотрели как на основной 
мотив человеческого поведения; но в следующие столетия все большее значение 
приобретали юридические и моральные факторы, направл
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-