|
вызываются желанием
избавиться от собственного "я" со всеми его недостатками, конфликтами, риском,
сомнениями и невыносимым одиночеством. Но в лучшем случае они лишь подавляют
наиболее заметные страдания, а в худшем - приводят к еще большим.
Иррациональность мазохизма, как и всех невротических симптомов вообще, состоит
в полнейшей несостоятельности тех средств, которые применяются для выхода из
невыносимой психической ситуации.
Из только что изложенного видно важное различие между невротической и
рациональной деятельностью. В рациональной - результат соответствует
мотивировке: человек действует для того, чтобы добиться какого-то определенного
результата. В невротической - стимулы, по существу, негативны: человек
действует, чтобы избавиться от невыносимой ситуации. Но его старания направлены
к тому, что только кажется решением: действительный результат оказывается
обратным тому, чего он хотел достичь; потребность избавиться от невыносимого
чувства настолько сильна, что человек не в состоянии выбрать линию поведения,
ведущую не к фиктивному, а к действительному решению его проблем.
При мазохизме индивид побуждается к действию невыносимым чувством одиночества и
ничтожности. Он пытается преодолеть это чувство, отказываясь от своего "я" (в
психологическом смысле); для этого он принижает себя, страдает, доводит себя до
крайнего ничтожества. Но боль и страдание - это вовсе не то, к чему он
стремится; боль и страдание - это цена, он платит ее в неосознанной надежде
достичь неосознанную цель. Это высокая цена; ему, как поденщику, влезающему в
кабалу, приходится платить все больше и больше; и он никогда не получает того,
за что заплатил, - внутреннего мира и покоя.
Анализ мазохистского извращения неопровержимо доказывает, что страдание может
быть притягательным. Однако в этом извращении, как и в моральном мазохизме,
страдание не является действительной целью; в обоих случаях это ~ лишь средство,
а цель состоит в том, чтобы забыть свое "я". Основное различие между
мазохистским извращением и моральным мазохизмом состоит в том, что при
извращении стремление отказаться от себя проявляется через тело и связывается с
половым чувством. При моральном мазохизме это стремление овладевает человеком
целиком, так что может разрушить все цели, к которым его "я" сознательно
стремится. При извращении мазохистские стремления более или менее ограничены
физической сферой; более того, смешиваясь с сексом, эти стремления принимают
участие в разрядке напряжений, возникающих в половой сфере, и таким образом
находят себе прямой выход.
Уничтожение собственного "я" и попытка за счет этого преодолеть невыносимое
чувство бессилия - это только одна сторона мазохистских наклонностей. Другая -
это попытка превратиться в часть большего и сильнейшего целого, попытка
раствориться во внешней силе и стать ее частицей. Этой силой может быть другой
человек, какой-либо общественный институт, бог, нация, совесть или моральная
необходимость. Став частью силы, которую человек считает неколебимой, вечной и
прекрасной, он становится причастным к ее мощи и славе. Индивид целиком
отрекается от себя, отказывается от силы и гордости своего "я", от собственной
свободы, но при этом обретает новую уверенность и новую гордость в своей
причастности к той силе, к которой теперь может себя причислить. И кроме того,
приобретается защита от мучительного сомнения. Мазохист избавлен от принятия
решений. Независимо от того, является ли его хозяином какая-то внешняя власть
или он интериоризовал себе хозяина - в виде совести или морального долга, - он
избавлен от окончательной ответственности за свою судьбу, а тем самым и от
сомнений, какое решение принять. Он избавлен и от сомнений относительно смысла
своей жизни, относительно того, кто "он". Ответы на эти вопросы уже даны его
связью с той силой, к которой он себя причислил; смысл его жизни, его
индивидуальная сущность определены тем великим целым, в котором растворено его
"я".
Мазохистские узы принципиально отличаются от первичных уз. Эти последние
существуют до того, как процесс индивидуализации достиг своего завершения;
индивид еще является частью "своего" природного и социального мира, он еще не
окончательно выделился из своего окружения. Первичные узы дают ему подлинную
уверенность и чувство принадлежности. Мазохистские узы - это средство спасения.
Личность выделилась, но не способна реализовать свою свободу; она подавлена
тревогой, сомнением, чувством бессилия. Личность пытается обрести защиту во
"вторичных узах" - как можно было бы назвать мазохистские связи, - но эти
попытки никогда не удаются. Появление собственного "я" необратимо; сознательно
индивид может чувствовать себя уверенным и "принадлежащим" некоему целому, но,
в сущности, он остается бессильным атомом, страдающим от поглощения своего "я".
Он никогда не сливается в одно целое с той силой, к которой прилепился, между
ними всегда остается фундаментальное противоречие, а вместе с тем и побуждение,
хотя бы и неосознанное, преодолеть мазохистскую зависимость и стать свободным.
В чем сущность садистских побуждений? Желание причинять другим людям боль и в
этом случае не главное. Все наблюдаемые формы садизма можно свести к одному
основному стремлению: полностью овладеть другим человеком, превратить его в
беспомощный объект своей воли, стать его абсолютным повелителем, его богом,
делать с ним все, что угодно. Средства для этой цели - его унижение и
порабощение; но самый радикальный способ проявить свою власть состоит в том,
чтобы причинять ему страдание, ибо нет большей власти над другим человеком, чем
власть причинять страдание, боль тому, кто не в состоянии себя защитить.
Сущность садизма составляет наслаждение своим полным господством над другим
человеком (или иным живым существом) (3).
Может показаться, что это стремление к неограниченной власти над другим
человеком прямо противоположно мазохистскому стремлению, поэтому представляется
загадочным, что обе тенденции могут быть как-то связаны между собой. Конечно, с
точки зрения практических последствий желание зависеть от других или страдать
противоположно желанию
|
|