|
ти и рациональной обусловленности
человеческого поведения, и поэтому, хотя он внес ценный вклад в изучение
механизмов мотивации, он всегда остается на поверхности явлений и никогда не
проникает, как Фрейд, в глубины иррациональных импульсов.
В психоаналитической литературе точку зрения, отличную от точки зрения Фрейда,
высказали Вильгельм Райх, Карен Хорни и я .
Хотя взгляды Райха основаны на первоначальной концепции Фрейда - теории
"либидо", - он указывает, что мазохист в конечном итоге стремится к наслаждению,
что причиняемая ему боль является побочным результатом, а не самоцелью. Хорни
первая разгадала фундаментальную роль мазохистских стремлений у невротиков,
дала полное и подробное описание мазохистских черт характера и теоретически
объяснила их как производные от структуры характера в целом. В ее работах, так
же как и в моих, утверждается, что не мазохистский характер является следствием
сексуального извращения, а наоборот: извращение представляет собой сексуальное
проявление психических тенденций, кореняющихся в особом типе характера.
Здесь мы подходим к главному вопросу: откуда происходят мазохистские черты
характера и соответствующие извращения? И далее: какова общая причина и
мазохистских, и садистских наклонностей?
Направление, в котором нужно искать ответ, уже намечено в начале этой главы. И
мазохистские, и садистские стремления помогают индивиду избавиться от
невыносимого чувства одиночества и бессилия. Любые эмпирические наблюдения над
мазохистами, в том числе и психоаналитические, дают неопровержимые
доказательства, что эти люди преисполнены страхом одиночества и чувством
собственной ничтожности. (Я не могу привести здесь эти доказательства, не
выходя за рамки книги.) Часто эти ощущения неосознанны, часто они замаскированы
компенсирующими чувствами превосходства и совершенства; но, если заглянуть в
подсознательную жизнь такого человека достаточно глубоко, они обнаруживаются
непременно. Индивид оказывается "свободным" в негативном смысле, то есть
одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира. В этой ситуации "нет
у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот
дар свободы, с которым это несчастное существо рождается". Это слова из
"Братьев Карамазовых" Достоевского. Испуганный индивид ищет кого-нибудь или
что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше
быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с
себя бремя своего "я".
Одним из путей к этой цели является мазохизм. Все разнообразные формы
мазохистских стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности,
потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы. Эта цель очевидна,
когда индивид с мазохистским уклоном ищет подчинения какой-либо личности или
власти, которую он ощущает подавляюще сильной. (Естественно, что уверенность в
высшей силе другой личности должна пониматься относительно. Эта уверенность
может быть основана не только на действительной силе другой личности, но и на
убежденности в своей собственной слабости и ничтожности. В этом случае
угрожающие черты могут приобрести и мышонок, и сухой лист.) В других формах
мазохистской тенденции основная цель состоит в том же. Например, в мазохистском
чувстве собственной ничтожности проявляется стремление усилить первоначальное
чувство своей незначительности. Как это понять? Можно ли допустить, что человек
пытается избавиться от беспокойства, усиливая его? Именно так. Ведь, в самом
деле, пока я разрываюсь между стремлением быть независимым, сильным и чувством
своей незначительности и бессилия, я нахожусь в состоянии мучительного
конфликта. Но я могу спастись от этого конфликта, если мне удастся обратить
свою личность в ничто и не сознавать себя больше самостоятельным индивидом.
Один из путей к этой цели - ощутить себя предельно ничтожным и беспомощным;
другой путь - искать подавляющей боли и мучения; еще один - поддаться опьянению
или действию наркотика. Самоубийство - это последняя надежда, если все
остальные попытки снять бремя одиночества оказались безуспешными.
При определенных условиях эти мазохистские стремления - их реализация -
приносят относительное облегчение. Если индивид находит социальные формы,
удовлетворяющие его мазохистские наклонности (например, подчинение вождю в
фашистском режиме), то он обретает некоторую уверенность уже за счет своего
единства с миллионами других, разделяющих те же чувства. Но даже в этом случае
мазохистское "решение" ничего не решает, как и любые невротические симптомы;
индивид избавляется лишь от осознанного страдания, но внутренний конфликт
остается, а вместе с ним и скрытая неудовлетворенность. Если мазохистское
стремление не находит подходящих общественных форм или если оно превосходит
средний уровень мазохизма в социальной группе данного индивида, то мазохистское
"решение" не может дать ничего даже в относительном смысле. Оно возникает из
невыносимой ситуации, пытается преодолеть ее, но оставляет индивида в тисках
новых страданий. Если бы человеческое поведение всегда было рационально и
целенаправленно, то мазохизм был бы так же необъясним, как и вообще все
невротические симптомы. Но изучение эмоциональных и психических расстройств
показывает, что человеческое поведение может быть мотивировано побуждениями,
вызванными тревогой или каким-либо другим непереносимым состоянием духа; что
эти побуждения имеют целью преодолеть такое эмоциональное состояние, но в
лучшем случае лишь подавляют его наиболее явные проявления, а иногда не могут
даже и этого. Невротические симптомы напоминают иррациональное поведение при
панике. Так, человек, захваченный пожаром, стоит у окна и зовет на помощь,
совершенно забыв, что его никто не услышит и что он еще может уйти по лестнице,
которая через несколько минут тоже загорится. Он кричит, потому что хочет
спастись, и его действие кажется ему шагом к спасению, на самом же деле это шаг
к катастрофе. Точно так же и мазохистские стремлени
|
|