Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Бегство от свободы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-
 
е ответы и во время экзамена, и после него. Другие 
восстанавливают против себя тех, кого любят, или тех, от кого зависят, 
совершенно неуместной болтовней, хотя на самом деле испытывают к этим людям 
самые лучшие чувства и вовсе не собирались говорить ничего подобного. Они ведут 
себя так, словно наслушались советов своих злейших врагов и делают все 
возможное, чтобы причинить себе наибольший ущерб. 
Мазохистские тенденции часто ощущаются как чисто патологические и 
бессмысленные; но чаще они рационализируются, и тогда мазохистская зависимость 
выступает под маской любви или верности, комплекс неполноценности выдается за 
осознание подлинных недостатков, а страдания оправдываются их неумолимой 
неизбежностью в неизменимых обстоятельствах. 
Кроме мазохистских тенденций, в том же типе характера всегда наблюдаются и 
прямо противоположные наклонности - садистские. Они проявляются сильнее или 
слабее, являются более или менее осознанными, но чтобы их вовсе не было - 
такого не бывает. Можно назвать три типа садистских тенденций, более или менее 
тесно связанных друг с другом. Первый тип - это стремление поставить других 
людей в зависимость от себя и приобрести полную и неограниченную власть над 
ними, превратить их в свои орудия, "лепить, как глину". Второй тип - стремление 
не только иметь абсолютную власть над другими, но и эксплуатировать их, 
использовать и обкрадывать, так сказать, заглатывать все, что есть в них 
съедобного. Эта жажда может относиться не только к материальному достоянию, но 
и к моральным или интеллектуальным качествам, которыми обладает другой человек. 
Третий тип садистских тенденций состоит в стремлении причинять другим людям 
страдания или видеть, как они страдают. Страдание может быть и физическим, но 
чаще это душевное страдание. Целью такого стремления может быть как активное 
причинение страдания - унизить, запугать другого, - так и пассивное созерцание 
чьей-то униженности и запуганности. 
По очевидным причинам садистские наклонности обычно меньше осознаются и больше 
рационализируются, нежели мазохистские, более безобидные в социальном плане. 
Часто они полностью скрыты наслоениями сверхдоброты и сверхзаботы о других. Вот 
несколько наиболее частых рационализации: "Я управляю вами потому, что я лучше 
вас знаю, что для вас лучше; в ваших собственных интересах повиноваться мне 
беспрекословно" или "Я столь необыкновенная и уникальная личность, что вправе 
рассчитывать на подчинение других" и т.п. Другая рационализация, часто 
прикрывающая тенденцию к эксплуатации, звучит примерно так: "Я сделал для вас 
так много, что теперь вправе брать от вас все, что хочу". Наиболее агрессивные 
садистские импульсы чаще всего рационализируются в двух формах: "Другие меня 
обидели, так что мое желание обидеть других - это всего лишь законное 
стремление отомстить" или "Нанося удар первым, я защищаю от удара себя и своих 
друзей". 
В отношении садиста к объекту его садизма есть один фактор, который часто 
упускается из виду и поэтому заслуживает особого внимания; этот фактор - его 
зависимость от объекта. 
Зависимость мазохиста очевидна. В отношении садиста наши ожидания обратны: он 
кажется настолько сильным, властным, а его объект настолько слабым, подчиненным,
 что трудно представить себе, как сильный зависит от того слабого, которым 
властвует. И, однако, внимательный анализ показывает, что это именно так. 
Садисту нужен принадлежащий ему человек, ибо его собственное ощущение силы 
основано только на том, что он является чьим-то владыкой. Эта зависимость может 
быть совершенно неосознанной. Так, например, муж может самым садистским образом 
издеваться над своей женой - и при этом ежедневно повторять ей, что она может 
уйти в любой момент, что он будет только рад этому. Часто жена бывает настолько 
подавлена, что не пытается уйти, и поэтому оба они верят, что он говорит правду.
 Но если она соберется с духом и заявит, что покидает его, - вот тут может 
произойти нечто совершенно неожиданное для них обоих: он будет в отчаянии, 
подавлен, начнет умолять ее остаться, станет говорить, что не может жить без 
нее, что любит ее, и т.д. Как правило, боясь каждого самостоятельного шага, она 
бывает рада ему поверить - и остается. В этот момент игра начинается сначала: 
он принимается за прежнее, ей становится все труднее это выносить, она снова 
взрывается, он снова в отчаянии, она снова остается - и так далее, без конца. 
Во многих тысячах браков - и других личных взаимоотношений - этот цикл 
повторяется снова и снова, и заколдованный круг не рвется никогда. Он лгал ей, 
когда говорил, что любит ее, что не может без нее жить? Если речь о любви - все 
зависит от того, что понимать под этим словом. Но когда он утверждает, что не 
может без нее жить, - если, конечно, не принимать это слишком буквально - это 
чистейшая правда. Он не может жить без нее или без кого-то другого, кто был бы 
беспомощной игрушкой в его руках. В подобных случаях чувство любви появляется 
лишь тогда, когда связь находится под угрозой разрыва, но в других случаях 
садист, совершенно очевидно, "любит" тех, над кем ощущает власть. Это может 
быть его жена или ребенок, подчиненный, официант или нищий на улице, он 
испытывает чувство "любви" и даже благодарности к объектам своего превосходства.
 Он может думать, что хочет властвовать над ними потому, что очень их любит. На 
самом деле он "любит" их потому, что они в его власти. Он подкупает их 
подарками, похвалами, уверениями в любви, блеском и остроумием в разговорах, 
демонстрацией своей заботы; он может дать им все, кроме одного: права на 
свободу и независимость. Часто это встречается, в частности, в отношениях 
родителей с детьми. Здесь отношение господства (и собственничества) выступает, 
как правило, под видом "естественной" заботы и стремления родителей "защитить" 
своего ребенка. Его сажают в золотую клетку, он м
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-