|
вид мог ощутить, что он "кто-то".
Жена и дети ему подчинялись, он играл главную роль на домашней сцене и наивно
воспринимал эту роль как свое естественное право. В социальном плане он мог
быть никем, зато дома царствовал. Кроме семьи, чувство значительности давала
человеку и национальная гордость (а в Европе нередко и классовая, сословная).
Даже если он сам, лично ничего из себя не представлял, он был горд
принадлежностью к группе, которую считал высшей по отношению к другим сравнимым
группам.
Эти факторы, поддерживающие ослабленную личность, необходимо отличать от тех, о
которых шла речь в начале главы: от действительной экономической и политической
свободы, возможностей личной инициативы, развития просвещения. Эти последние
факторы на самом деле усиливали личность и вели к развитию индивидуальности,
независимости и рациональности. "Поддерживающие" факторы лишь помогали
компенсировать неуверенность и беспокойство; они не излечивали, а только
залечивали эти недуги, маскировали их и тем самым помогали индивиду не
испытывать свою ущербность. Однако чувство уверенности, основанное на
поддерживающих факторах, всегда было лишь поверхностным и сохранялось, лишь
пока и поскольку эти факторы продолжали существовать.
Подробный анализ истории Европы и Америки в период от Реформации до наших дней
мог бы показать, как две противоположные тенденции, присущие эволюции свободы,
идут параллельно, или, скорее, переплетаются друг с другом, на протяжении всего
этого времени. К сожалению, такой анализ выходит за рамки этой книги и должен
быть отложен до будущих публикаций. В некоторые периоды и в определенных
социальных группах свобода человека в ее позитивном смысле - независимость и
достоинство личности - была доминирующим фактором. Так в общих чертах обстояло
дело в Англии, во Франции, в Америке и Германии в те моменты, когда средний
класс одерживал свои экономические и политические победы над представителями
старого порядка. В этой борьбе за позитивную свободу средний класс мог
опираться на те доктрины протестантства, которые подчеркивали независимость и
достоинство человека; в то же время католическая церковь объединялась с теми
группами, которым приходилось бороться против освобождения человека ради
сохранения своих привилегий.
В философской мысли Нового времени мы находим такое же переплетение двух
главных аспектов свободы, как и в теологических доктринах Реформации. Так, для
Канта и Гегеля независимость и свобода индивида являются центральными
постулатами их систем, однако они заставляют индивида подчиниться целям
всемогущего государства. Философы периода Французской революции, а в XIX веке
Фейербах, Маркс, Штирнер и Ницше снова бескомпромиссно выразили мысль, что
индивид не должен быть подчинен никаким внешним целям, чуждым его собственному
развитию и счастью. Однако в том же XIX веке реакционные философы
недвусмысленно требовали подчинения индивида духовной и светской власти. Вторая
половина XIX и начало XX века показали наивысшее развитие свободы в ее
позитивном смысле. Не только средний класс, но и рабочий класс превратился в
независимого и активного представителя новой свободы, борясь за собственные
цели и в то же время за общие цели всего человечества.
С переходом капитализма в монополистическую фазу, что происходило в последние
десятилетия, относительный вес двух тенденций свободы, по-видимому, изменился.
Более весомы стали факторы, ослабляющие личность. Чувства бессилия и
одиночества усилились, "свобода" индивида от всех традиционных связей стала
более явственной, его возможности личного экономического успеха сузились. Он
ощущает угрозу со стороны гигантских сил, и ситуация во многом напоминает
ситуацию XV и XVI веков.
Наиболее важным фактором в этом процессе является возрастание силы и власти
монополистического капитала. Концентрация капитала (не богатства) в
определенных секторах экономической системы ограничила возможности успеха
частной инициативы. Там, где побеждает монополистический капитал, с
экономической независимостью большинства уже покончено. Для тех, кто продолжает
бороться, - особенно для большей части среднего класса - эта борьба приобретает
характер сражения против сил, настолько превосходящих, что прежние храбрость и
вера в инициативу сменяются чувствами безнадежности и бессилия. Небольшая
группа монополистов обладает огромной, хотя и неявной властью над всем
обществом; судьба большей части общества зависит от решений этой группы.
Инфляция в Германии в 1923 году и кризис в США в 1929-м усилили чувство
неуверенности, разбили у громадного большинства надежду преуспеть за счет
собственных усилий и традиционную веру в свои неограниченные возможности.
Мелкий или средний предприниматель, испытывающий угрозу со стороны крупного
капитала, в ряде случаев может прекрасно продолжать свое дело: и получать
прибыли, и сохранять независимость, но нависшая над ним угроза чрезвычайно
усилила его чувство неуверенности. До сих пор он боролся с равными, но в
конкурентной борьбе с монополиями он стоит против гигантов. Те из независимых
предпринимателей, для которых развитие современной индустрии создало новые
экономические функции, также находятся не в той психологической ситуации, как
независимый предприниматель прошлого. Для иллюстрации рассмотрим положение
группы независимых предпринимателей, которую иногда приводят в качестве примера
нового образа жизни среднего класса: владельцев бензоколонок. Многие из них
экономически независимы; они владеют своими предприятиями точно так же, как в
прошлом владел своим заведением бакалейщик или портной. Но разница между ними
есть, и разница громадная. Владелец магазина должен был обладать немалыми
знаниями и опытом. Он имел выбор между несколькими оптовыми торговцами и мог
обращаться к тому из них, кто обеспечивал ему наилучшее сочетание цен и
качества товара; он имел свою клиентуру, потребности которой обязан был знать,
каждому отдельному покупателю он должен был помочь
|
|