Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Бегство от свободы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-
 
 различия, которые прежде были 
естественными границами, запрещавшими объединение человечества, и люди учились 
узнавать друг в друге людей. Мир все больше освобождался от таинственности: 
человек начинал смотреть на себя объективно, все меньше поддаваясь иллюзиям. 
Развивалась и политическая свобода. В силу своего нового экономического 
положения поднимавшийся средний класс смог завоевать политическую власть; а 
вновь завоеванная власть создала новые возможности для экономического прогресса.
 Основными вехами на этом пути были великие революции в Англии и во Франции и 
борьба за независимость Америки. Вершиной этой эволюции политической свободы 
явилось современное демократическое государство, основанное на принципе 
равенства всех людей и равного права каждого участвовать в управлении через 
выборные представительные органы. При этом предполагается, что каждый человек 
способен действовать в соответствии с собственными интересами, в то же время 
имея в виду благо всей нации. 
Одним словом, капитализм не только освободил человека от традиционных уз, но и 
внес громадный вклад в развитие позитивной свободы, в развитие активной, 
критической и ответственной личности. 
Однако это лишь одна сторона воздействия капитализма на развитие свободы. 
Другая состоит в том, что капитализм сделал индивида еще более одиноким, 
изолированным, подверженным чувству ничтожности и бессилия. 
Прежде всего нужно отметить один из основных факторов капиталистической 
экономики - принцип частной инициативы. В отличие от феодального средневековья, 
когда человек занимал определенное место в упорядоченной и понятной социальной 
системе, капиталистическая экономика поставила каждого на собственные ноги. Что 
он делал, как делал, выгадал или прогадал - это никого больше не касалось, 
только его. Очевидно, что принцип частной инициативы способствовал процессу 
индивидуализации, и об этом всегда говорят как о важном вкладе в развитие 
современной культуры. Но, способствуя развитию "свободы от ...", этот принцип 
помог и уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировал человека 
от его собратьев. Такое развитие было подготовлено учениями Реформации. У 
католиков отношение индивида к богу было основано на принадлежности индивида к 
церкви. Церковь была связующим звеном между ним и господом и таким образом, в 
чем-то ограничивая индивидуальность человека, позволяла ему предстать перед 
богом в качестве неотъемлемой части некоторой общности, группы. Протестантство 
оставило индивида одного лицом к лицу с богом. Вера в понимании Лютера 
приобрела сугубо субъективный характер; у Кальвина столь же субъективный 
характер приобрела убежденность в спасении. Индивид, в одиночку стоящий перед 
могуществом бога, неизбежно ощущал себя сокрушенным и искал спасения в 
полнейшей покорности. Психологически этот духовный индивидуализм мало отличался 
от индивидуализма экономического: в обоих случаях индивид совершенно одинок, в 
обоих случаях он сталкивается с подавляющей силой, будь то господь, конкуренты 
или безликие экономические силы. Индивидуалистическое отношение к богу было 
психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирской жизни. 
Индивидуалистический характер экономической системы капитализма является 
бесспорным; усиление одиночества индивида под воздействием этого экономического 
индивидуализма может показаться сомнительным; теперь же мы переходим к пункту, 
который будет противоречить некоторым из наиболее распространенных и 
общепринятых концепций капитализма. Эти концепции предполагают, что в 
современном обществе человек стал центром и целью всякой деятельности; что все, 
что он делает, он делает для себя; что всемогущими движущими силами 
человеческой деятельности являются собственные интересы и эгоцентризм. Как 
видно из сказанного в начале этой главы, мы в какой-то степени признаем 
справедливость этих утверждений. За последние четыре столетия человек много 
сделал для себя, для своих целей. Однако то, что кажется ему его целью, в 
значительной степени вовсе не является таковой, если понимать под словом "он" 
не "труженика", не "производителя", а конкретное человеческое существо, со 
всеми его эмоциональными и интеллектуальными способностями. Вместе с 
самоутверждением индивида капитализм нес с собой также самоотрицание и аскетизм.
 
Чтобы разъяснить этот тезис, напомним сначала факт, уже упомянутый в предыдущей 
главе: в средневековой системе капитал был слугой человека, в современной - 
стал его хозяином. В средневековом мире экономическая деятельность была лишь 
средством достижения цели; целью являлась сама жизнь или - как это понималось 
католической церковью - спасение души человека. Экономическая деятельность 
необходима, даже богатство может послужить промыслу божьему, но любые внешние 
усилия осмысленны и достойны лишь постольку, поскольку они способствуют 
достижению главной жизненной цели. Экономическая деятельность, направленная на 
получение прибыли ради самой прибыли, показалась бы средневековому мыслителю 
столь же бессмысленной, сколь бессмысленным кажется сейчас отсутствие такой 
деятельности. 
При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали 
самоцелью. Судьба человека состоит в том, чтобы способствовать росту 
экономической системы, умножать капитал - и не для целей собственного счастья, 
а ради самого капитала. Человек превратился в деталь гигантской экономической 
машины. Если у него большой капитал, то он - большая шестерня; если у него 
ничего нет, он - винтик; но в любом случае он - лишь деталь машины и служит 
целям, внешним по отношению к себе. Эта готовность подчинить свою личность 
внечеловеческим целям была фактически подготовлена Реформацией. Хотя, 
разумеется, ни Лютеру, ни Кальвину и в голову не приходила возможность 
подобного порабощения человека экономической деятельностью, в своих 
богословских концепциях они заложили основу именно такого развития, сломав 
духовный стержень человека - его чувство гордости и достоинства - и внушив ему, 
что с точки зрения высших целе
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-