|
рых мы говорили в
предыдущей главе: развивала индивида и делала его все более беспомощным,
расширяла свободу и создавала новый тип зависимости. Мы не пытаемся описать
здесь воздействие капитализма на структуру человеческого характера в целом,
поскольку нас занимает лишь одна сторона этой общей проблемы - диалектический
процесс развития свободы. Мы покажем, что структура современного общества
воздействует на человека одновременно в двух направлениях: он все более
независим, уверен в себе, критичен, но и все более одинок, изолирован и запуган.
Понимание всей проблемы свободы зиждется на способности видеть обе стороны
этого процесса; рассматривая одну из них, не забывать о второй.
Это трудно, потому что обычно мы мыслим не диалектически и склонны сомневаться
в том, что одна и та же причина может одновременно вызвать два противоположных
следствия. Кроме того, негативную сторону свободы - бремя, которое она
представляет собой для человека,- вообще трудно осознать; особенно тем, кто
всем сердцем стоит за свободу. Происходит это потому, что в борьбе за свободу
внимание всегда было сконцентрировано на ликвидации старых форм власти и
принуждения; в результате естественно появление такого чувства, что, чем больше
этих традиционных форм принуждения уничтожено, тем свободнее стал человек. При
этом мы не в состоянии увидеть, что, хотя человек избавился от многих старых
врагов свободы, в то же время появились новые враги; причем этими врагами
становятся не столько разного рода внешние препоны, сколько внутренние факторы,
блокирующие полную реализацию свободы личности. Мы полагаем, например, что
свобода вероисповедания - это одна из решающих побед свободы. Но при этом не
осознаем, что, хотя это на самом деле победа над теми силами церкви и
государства, которые не позволяли человеку исповедовать религию в соответствии
с его убеждениями, современный человек в значительной степени вообще утратил
способность верить во что бы то ни было, не доказуемое методами точных наук.
Или возьмем другой пример. Мы полагаем, что свобода слова - это последний шаг в
победном шествии свободы. Но забываем при этом, что, хотя свобода слова
действительно является важной победой над старыми ограничениями, современный
человек находится в таком положении, когда многое из того, что "он" говорит и
думает, думают и говорят все остальные. Пока человек не приобрел способности
мыслить оригинально, то есть самостоятельно, не имеет смысла требовать, чтобы
никто не мешал выражению его мыслей. Или еще: мы гордимся тем, что в своем
образе жизни человек теперь не зависит от внешних властей, уже не диктующих ему,
что делать и чего не делать. Но не замечаем роли таких анонимных авторитетов,
как общественное мнение и "здравый смысл", которые так сильны именно потому,
что мы готовы вести себя в соответствии с ожиданиями остальных, что мы
внутренне боимся как-то отличаться от них.
Иными словами, мы зачарованы ростом свободы от сил , внешних по отношению к нам,
и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые
готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными
ее врагами. В результате мы склонны считать, что проблема свободы состоит
исключительно в том, чтобы обеспечить еще больше той самой свободы, которая уже
получена нами в период Новой истории; мы полагаем, что защита свободы от тех
сил, которые на нее покушаются,- это единственное, что необходимо. Мы забываем,
что проблема свободы является не только количественной, но и качественной.
Разумеется, необходимо защищать и отстаивать каждую из уже завоеванных свобод,
необходимо их сохранять и развивать, но вместе с тем необходимо добиться
свободы нового типа: такой свободы, которая позволит нам реализовать свою
личность, поверить в себя и в жизнь вообще.
Любая оценка воздействия индустриальной системы на эту внутреннюю свободу
должна исходить из понимания громадного прогресса, которым отмечено развитие
человеческой личности при капитализме. Любая критика современного общества -
если она отворачивается от этой стороны дела - наверняка основана на
бессмысленной романтизации средневековья и критикует капитализм не ради
прогресса, а ради разрушения важнейших достижений человека в Новой истории.
Протестантство дало толчок духовному освобождению человека. Капитализм
продолжил это освобождение в психологическом, социальном и политическом плане.
Экономическая свобода была основой этого развития, а средний класс - его
поборником. Индивид не был больше связан жесткой социальной системой,
основанной на традициях и почти не оставлявшей возможностей для личного
продвижения за пределы традиционных границ. Ему было дозволено и от него
ожидалось, что в своих собственных экономических делах он достигнет тех высот,
до каких позволят ему подняться его усердие, ум, храбрость, бережливость или
удача. Он рисковал проиграть и оказаться в числе убитых или раненных в этой
жестокой экономической битве каждого с каждым, но мог и выиграть. При
феодальной системе пределы его жизненному развитию были положены еще до его
рождения. При капиталистической системе индивид - в особенности представитель,
среднего класса,- несмотря на массу ограничении, имел шанс преуспеть за счет
собственных достоинств и усилий. Перед ним была цель, к которой он мог
стремиться, и нередко была перспектива эту цель достигнуть. Он учился
полагаться на себя, принимать ответственные решения, отбрасывать любые
предрассудки - и утешающие, и устрашающие...
Человек все более освобождался от уз природы; он овладел ее силами до такой
степени, о какой нельзя было и мечтать в прежние времена. Люди становились
равными; исчезали кастовые и религиозны
|
|