|
, лежащих вне его жизни, его усилия бессмысленны.
Как мы показали в предыдущей главе, один из главных тезисов Лютера состоял в
том, что человек порочен по своей природе и, следовательно, его усилия
бесполезны. Кальвин точно так же подчеркивал греховность человека и построил
всю свою систему на идее, что человек должен до последней степени смирить свою
гордыню и - больше того - что целью человеческой жизни является исключительно
слава господня, а собственных целей у человека быть не должно. Таким образом,
Лютер и Кальвин подготовили человека психологически к той роли, которую ему
пришлось взять на себя в современном обществе: он чувствует себя ничтожным и
готов подчинить свою жизнь исключительно внешним целям. Если человек может
превратиться лишь в средство для возвышения славы господней, а господь не
отмечен ни любовью, ни справедливостью, то такой человек достаточно подготовлен
и к роли раба экономической машины, а со временем и какого-нибудь "фюрера".
Превращение индивида в средство достижения экономических целей коренится в
особенностях капиталистического способа производства, при котором накопление
капитала стало единственной целью экономической деятельности. Работают ради
прибылей, но полученные прибыли не расходуются, а снова вкладываются в
производство в виде нового капитала; этот возросший капитал приносит новые
прибыли, которые вновь вкладываются в производство, и т.д. Разумеется, всегда
были капиталисты, которые тратили деньги на роскошь, "проматывали" свои прибыли,
но классические представители капитализма наслаждались работой, а не
расточительством. Этот принцип накопления капитала - вместо его использования в
потребительских целях - явился предпосылкой грандиозных достижений современной
промышленной системы. Без такого аскетического отношения к жизни, без
стремления вложить плоды своего труда в развитие производительных сил
экономической системы наш прогресс в овладении силами природы был бы невозможен.
Именно этот рост производительных сил общества позволяет нам - впервые в
истории - представить себе такое будущее, в котором прекратится непрерывная
борьба за удовлетворение самых насущных материальных нужд. Таким образом,
принцип работы ради накопления капитала объективно сыграл громадную
положительную роль в развитии человечества. Но субъективно он заставил человека
работать ради внеличностных целей, превратил его в слугу сооруженной им самим
машины и тем самым усилил в нем чувство личной ничтожности и бессилия.
До сих пор мы говорили о тех индивидах в современном обществе, которые имели
капитал и могли превращать его, свои прибыли в новые капиталовложения.
Независимо от того, какими они были капиталистами - крупными или мелкими,- их
жизнь была посвящена выполнению их экономической функции, умножению капитала.
Ну, а что с теми, у кого капитала не было, кто должен был зарабатывать себе на
жизнь, продавая свой труд? Психологический эффект их экономического положения
был, по существу, таким же. Во-первых, их наемный труд означает, что они
зависят от законов рынка, подъемов и спадов производства, эффективности
технологических усовершенствований в руках их нанимателя. Наниматель
непосредственно манипулировал наемными работниками и олицетворял для них высшую
власть, которой им приходилось подчиняться. Особенно это относится к положению
рабочих до и в течение XIX века. С тех пор профсоюзное движение дало рабочим
определенную силу и тем изменило прежнее положение, при котором они были лишь
объектом манипуляций.
Но кроме этой прямой и личной зависимости рабочего от нанимателя, существует и
другая: рабочий, как и все общество, был охвачен тем же духом аскетизма и
подчинения надличностным целям, который характерен, как мы видели, для
владельцев капитала. Это неудивительно: в любом обществе дух культуры в целом
определяется духом господствующих в этом обществе групп. Отчасти это происходит
потому, что эти группы контролируют систему воспитания, школу, церковь, прессу,
театр и таким образом имеют возможность внушать свои идеи всему населению; но,
кроме того, эти властвующие группы обладают и таким престижем, что низшие
классы более чем готовы принять их ценности, подражать им, психологически
отождествлять себя с ними.
До сих пор мы утверждали, что капиталистический способ производства превратил
человека в инструмент для достижения надличностных экономических целей и усилил
тот дух аскетизма, индивидуальной ничтожности, который был подготовлен
Реформацией. Этот тезис, однако, противоречит тому факту, что современный
человек, очевидно, побуждается к деятельности отнюдь не аскетизмом и не
жертвенностью, а, напротив, крайним эгоизмом и своекорыстием. Как же совместить
тот объективный факт, что он превратился в слугу чуждых ему целей, с его
субъективной уверенностью, будто им движет собственный интерес? Как примирить
дух протестантства, внушаемое им подчеркнутое самоотречение, с современной
доктриной эгоизма, которая провозглашает, говоря словами Макиавелли, что эгоизм
является мощнейшей движущей силой человеческого поведения, что стремление к
личной выгоде сильнее любых моральных соображений, что человек скорее готов
потерять родного отца, чем наследство? Быть может, это противоречие можно
объяснить, предположив, что настойчивое самоотречение было всего лишь
идеологической ширмой, а под ней прятался эгоизм, который нужно было скрыть?
Такое предположение может оказаться в какой-то мере справедливым, но мы не
считаем, что это полный ответ. Чтобы указать, где, по-видимому, скрывается
разгадка, нам придется вникнуть в психологические тонкости проблемы эгоизма (1).
Мышление Лютера и Кальвина - как и мышление Канта и Фрейда - основано на
предположении, что эгоизм и любовь к себе - это понятия идентичные. Любить
другого - добродетель, любить себя - грех; и вообще любовь к другим и любовь к
себе друг друга исключают.
С точки зрения теории здесь допускается ошибка в понимании природы любви.
Любовь не создае
|
|